[<10>] ====== Толкования на Притч. 30:21 ====== ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== Ст. 21-23 **От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей** **От трех трясется земля** [[old:pr:30:21|(Притч 30:21)]] - от Отца и Сына и Святого Духа. **Четвертого же она не может носить** ([[old:pr:30:21|Притч 30:21;]] LXX) - грядущее явление Спасителя. <...> Трясение обозначает перемену хода вещей на земле. В самом деле, грех, будучи рабской природы, воцарился в смертном теле людей: однажды при потопе; другой раз во времена содомитов, которые злоупотребили дарами земли и к гостям учинили насилие; третий раз - в ненавистном Египте, угнетавшем сынов Израиля, где Иосиф распределил для всех хлеб, так что не погибли они от голода, но не довольствовались благосостоянием. **Рабом, когда он делается царем** [[old:pr:30:22|(Притч 30:22)]], была бы Церковь язычников, которая, будучи рабой и чуждой обетованиям, заняла место свободнорожденной и господствующей синагоги и стала госпожой и невестой Христа. От Отца, Сына и Святого Духа **трясется земля, четвертого же она не может носить** ([[old:pr:30:21|Притч 30:21;]] LXX). Ибо первый раз Он явил Себя через научение закону, второй - через пророков, предвещавших будущее, третий - через Евангелие, ясным образом показав Себя; четвертый - когда придет как //Судия живых и мертвых// [[new:act:10:42|(Деян 10:42)]], Чьей Славы не вынесет вся тварь. //**На Притчи.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-23 **От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей** Здесь развивается мысль ст. 13 о пагубности высокомерия и гордости, причем оттеняется еще особая несносность гордости в том случае, когда люди низкого состояния достигают высокого экономического и общественного положения. Все случаи этого рода, названные в ст. 22-23, представляются приточнику ненормальными, нарушающими нравственный миропорядок в отношениях человеческих, а так как в связи с человеческим миром стоит и мир природы, то те аномалии человеческой жизни, о которых говорится в ст. 22-23, по словам ст. 21 невыносимы и для самой земли, и она от них трясется (ср. [[old:am:07:11|Ам VII:11]]). [<10>]