[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 1:1 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 1-2 **Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему.** //Призыв к праведности которая одна ведет к мудрости и Богу// Кн. Премудрости Соломона начинается призывом к мудрости с указанием благоприятных условий к ее достижению. Призыв этот обращен к судьям земли (οι κρίνοντες τήν γην). В экзегетической литературе существует не одно мнение по вопросу о том, к кому в данном случае обращается писатель. Некоторые толковники полагают, что судьями земли писатель назвал здесь благочестивых израильтян и тем выразил свое верование, что ревностные иудеи в мессианское время примут участие в Божественном суде над прочими народами (сл. [[old:prs:03:07|Прем III:7–8]]). Такое объяснение не соответствует течению мыслей этой и следующей глав, где речь обращена не к благочестивым людям, а напротив, к заблуждающимся и порочным. Затем во всей главе нет никакого указаний на то, что выражение //«судьи земли»// берется в переносном, а не собственном значении. Поэтому правильнее будет под судьями земли разуметь владык земных вообще и греч. κρίνειν понимать в общем и широком значении — господствовать, царствовать, владычествовать, а не только «судить». В таком значении выражение «судьи земли» употребляется в Св. Писании нередко [[old:pr:08:16|(Притч VIII:16]]; [[old:ps:002:10|Пс II:10]]; [[old:is:40:23|Ис XL:23)]]. Но обращение в начале книги к судьям земли не значит, что писатель адресовал свою книгу исключительно князьям и владыкам земным. Это обращение имеет больше значение простой риторической фигуры, ибо содержание книги не имеет ничего специального, чтобы имело отношение только к властям, но все увещания книги проникнуты общечеловеческим характером, приложимы ко всем — кто нечестием своим удаляется от Бога и мудрости. Спрашивается поэтому, какая цель была у писателя избрать такую форму обращения — //«судьи земли»//? Объясняют это тем, что писатель уже в первой главе хотел вывести говорящим царя Соломона, почему полагал, что ему приличнее обращаться с речью к владыкам земли, а не к простым людям; но в таком случае еще более было бы подходящим обратиться к целым народам. Гораздо основательнее объяснять это обращение целью написания кн. Премудрости и тогдашними отношениями иудеев к чужеземным владыкам — их притеснителям. В них иудеи видели представителей, с одной стороны, всякого нечестия и вольнодумства, с другой — грубого суеверия и идолопоклонства. — Этих-то представителей антииудейского образа мыслей и жизни автор и имел прежде всего в виду призвать к истинной мудрости (Ср. [[old:prs:01:01|I:1]] ст. и [[old:prs:06:01|VI:1–2]] ст.). //«Любите справедливость…»// Справедливость (δικαιοσύνη) нужно понимать здесь не в юридическом, а в нравственном смысле, не о долге судьи здесь говорится, не о судейском беспристрастии тут речь, а о сообразовании мыслей и дел человека с заповедями Божиими, о честности и добродетели. За такое понимание говорят непосредственно следующие слова, в которых это понятие справедливости раскрывается с двух сторон: как правое мышление о Боге и как искание Его в простоте сердца. //«Право мыслите о Господе…»// Сопоставляя это выражение с [[old:prs:14:30|30 ст.]] XIV гл. //«нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам»//, объясняют его так: имейте правильные понятия, мысли о Боге. Но если бы писатель хотел сказать это, он употребил бы греческое выражение όρθως, а не άγαθότητί (как здесь), которое означает свойство воли, а не ума. Поэтому правильнее допустить, что здесь писатель говорит о таком нравственном настроении человека, которое является необходимым условием, чтобы его размышления о Боге приводили к счастью в Боге. Правильность такого понимания подтверждается непосредственно следующими словами: //«в простоте сердца ищите Его»// и дальнейшим контекстом речи. Следующие (2–4) стихи раскрывают ту мысль, что только нравственно чистые люди способны к истинному богопознанию, а духовная нечистота удаляет от Бога и в порочной душе не может обитать премудрость. //«В простоте сердца ищите Его»//. Выражение «искать Господа» употребляется в Библии в значении «стараться заслужить милость, благоволение Божие» [[old:ier:29:13|(Иер XXIX:13]]; [[new:rim:03:11|Рим III:11]], [[new:evr:11:06|Евр XI:6]]) и в значении «стремиться познать Бога» [[old:prs:13:06|(XIII:6;]] [[old:is:65:01|Ис LXV:1]]; [[new:act:17:27|Деян XVII:27]]). По связи речи здесь это выражение лучше взять во втором значении, так как речь далее идет о богопознании.// «В простоте сердца»//, т. е. чистым детским чувством, которое далеко от сомнения в силе и благости Божией [[old:1par:29:07|(1 Пар XXIX:17]]; [[new;ef:06:05|Еф VI:5]]). [<10>]