[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 1:4 ====== ===== Прп. Антоний Великий ===== Возлюбленные братия и сонаследники Святых! добродетели, которых требует от вас Бог, не далеко от вас. Оне в вас находятся. Вы найдете их в себе, когда не будете увлекаться предметами скоропреходящаго мира сего, но будете внимать и последовать гласу благодати в сердце своем. Благодать же, как вы знаете, не входит **в злохудожну душу, и не обитает в телеси повиннем греху**. //**Письма к монахам.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху** См. Толкование на [[old:prs:12:01#prp_maksim_ispovednik|Прем. Сол. 12:1]] =====Лопухин А.П.===== **В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху** 4 стих содержит основание для 3 ст. Нечестие потому отдаляет от Бога, что с нечестивыми людьми не соединяется премудрость, которая ведет к богопознанию [[old:prs:09:17|(IX:17)]] и посредствует в общении с Богом [[old:prs:06:09|(VI:9)]]. Под премудростью здесь, как это видно из 5 и 6 ст., разумеется Божественная сила, обнаруживающая свое действие в душах людей. Душа (ψυχή) и тела (σώμα) взяты в четвертом стихе не только для обозначения целого человека (как во [[old:2mak:07:37|2 Мак VII:37;]] [[old:2mak:14:38|XIV:38;]] [[old:2mak:15:30|XV:30]]), но тело означает еще источник и средоточие всего нравственного злого в человеке; эта мысль у Филона была своего рода догматом, она не чужда и писателю книги Премудрости (см. [[old:prs:08:19|VIII:19–20]] ст.). Но писатель различает только две части человеческого существа: душу и тело [[old:prs:08:19|(VIII:19–20;]] [[old:prs:09:15|IX:15;]] [[old:prs:15:11|XV:11;]] [[old:prs:16:14|XVI:14)]], а не три, как у Филона, в этом нельзя не заметить его самостоятельности. Тело представляется в 4-ом стихе //«порабощенным греху»//, т. е. оно сделалось его рабом, как бы куплено им (ср. [[new:rim:07:14|Рим VII:14]]), душа же названа «лукавою», как замышляющая зло (ср. [[old:prs:11:14|XI:4]]). — //«Обитать»// — обычное для Св. Писания выражение мысли о действии Божественной силы (= премудрости) в душе человека. Оно дает тот оттенок мысли, что эта сила не земного, а небесного происхождения и только временно живет в человеке (см. [[new:ef:03:17|Еф III:17]]; [[new:kol:01:19|Кол I:19]]; [[new:kol:02:09|II:9]]). [<10>]