[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 1:7 ====== =====Лопухин А.П.===== **Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово.** //«Дух Господа наполняет вселенную»//. О понятии //«Дух Господа»// (πνεύμα κυρίου) мнения эгзегетов разделяются. Одни отождествляют //«Дух Господа»// с понятием «Господь», другие видят здесь речь о премудрости как мировой душе, в платоновском смысле. Защитники второго мнения ссылаются в доказательство на места из сочинений Филона, в которых он Логосу приписывает действия платоновской мировой души, и на места из сочинений св. Отцов, в которых то же самое приписывается Духу Божию. Подобное отождествление Духа Божия с мировой душой будто имеет место и у писателя кн. Премудрости. Конечно, нельзя отрицать, что в своей книге (см. VII гл. [[old:prs:07:22|22 ст.]]; [[old:prs:08:01|VIII:1;]] [[old:prs:12:01|XII:1]]) писатель представляет премудрость, как силу действующую, исходящую от Бога и проникающую весь мир. Но при этом он не представляет премудрость самостоятельным личным бытием, как это нужно было бы допустить, если б писатель понимал премудрость в платоновском смысле мировой души. (У Платона Бог и мировая душа представляются двумя различными духовными принципами.) Поэтому вернее будет допустить, что свое понятие о премудрости писатель составил не на основании платоновской философии, а на основании ветхозаветного библейского учения о Духе Божием, как всюду действующей в материальном мире и всепроникающей Божественной силе, как принцип физической жизни. [[old:gen:01:02|(Быт I:2;]] [[old:gen:06:03|VI:3;]] [[old:ps:032:06|Пс XXXII:6;]] [[old:ps:138:01|CXXXVIII:1–10)]]. Это понятие о Духе Божием в иудейско-александрийской философии получило более отвлеченный смысл и нашим писателем было взято для раскрытия идеи премудрости. Во 2-ой половине 7-го стиха из мысли о вездеприсутствии Духа Господа выводится мысль о Его всеведении: «как все объемлющий знает //всякое// слово». См. также Толкование на [[old:prs:01:06#lopuxin_ap|Прем. Сол. 1:6]] [<10>]