[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 4:7 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== II. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 4:7–15). В этой паремии идет речь о том, что рановременная кончина праведников не есть для них зло. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. **Праведник аще постигнет скончатися** (если рановременно умрет), **в покои будет** Долголетие есть милость Божия, которая даруется одним в награду за их благочестие и добродетели согласно обетованию Божию [[old:ish:22:26|(Исх. 22:26)]], другим для побуждения их к покаянию. Кроме того, долголетие имеет благотворное влияние на ближних, – в жизни семейной и общественной. Счастливо семейство, в среде которого живет мудрый и добродетельный старец. Для детей и внуков он – живая книга, поведающая им о милосердии Божием, опыт которого он многократно видел над собою. Как охранительное начало в семье, он силою примера и долговременной опытности и благоразумия противодействует вторжению в нее вредных влияний со стороны и утверждает ее в правилах, какими сам руководился и в благотворности которых убедился личным опытом. Равно в делах жизни общественной и гражданской справедливо отдается предпочтение старцам, много видевшим и узнавшим на своем веку, пред людьми молодыми, умными, но не успевшими обогатиться житейскою опытностью. Судя по таковому значению долголетия, люди обыкновенно себе и другим желают этого блага. Это желание, однако, не всегда исполняется. Многие рановременно похищаются естественною или насильственною смертью. Нельзя, конечно, не сожалеть об этом, – преждевременная смерть кого бы ни было горька особенно для близких к нему родных и знакомых, видящих в ней несчастие для себя. Но грешно предаваться безутешной скорби о рановременной кончине кого бы ни было, особенно праведного: она для него лично не есть несчастие, а благо, ибо служит переходом к лучшей жизни. **Праведник, если и рано умрет, в покое будет**: в загробной жизни душа его свободна будет от забот и тревог, свойственных земной жизни, и начнет наслаждаться вожделенным миром и блаженством. Стих 7-мой 4-той главы явдяется также первым стихом третьей паремии из книги Премудрости Соломоновой. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое** //Ранняя смерть праведника — только скорейший переход к лучшей жизни// Ранняя смерть праведника уже потому не может считаться злом или выражением божественного гнева, что она для него есть только переход к лучшему существованию. //«Рановременно умрет…»// Смысл может быть двоякий: или праведный умрет раньше, чем умирает нечестивый, или вообще раньше обыкновенного. //«Будет в покое…»// Прежде всего, разумеется успокоение от земных страданий и бед, а затем и положительное блаженство, ср. [[old:prs:03:01|3:1]]. Будущая жизнь изображается как покой еще у Ап. Павла [[new:evr:04:09|(Евр. 4:9–10)]]. [<10>]