[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 4:11 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его** Возражают: как может быть наказанием, например, болезнь, от которой в числе прочих и невинный младенец умирает? – Уже много веков прошло, как сие возражение решил Премудрый: «**восхищен бысть, да не злоба изменит разума его, или лесть прельстит душу его**». Иное умертвить невиннаго; – нельзя вдоволь ужасаться жестокой несправедливости человека, отъемлющаго у безвиннаго ближняго дар Божий, коего отъемлющий ни возвратить, ни заменить не в силах; – иное умереть безвинно, под владычеством Провидения, которое путем жизни временной, кратким или долгим, ведет к блаженному покою жизни вечной; безвинно умирающий ничего не теряет, а приобретает жизнь безопасную и лучшую, и в ней блаженство, или приготовление к блаженству, по способности, награду по достоинству; следственно человек не обижен; Провидение право. Таким образом, поздняя или ранняя, легкая или тяжкая, всегда «//честна пред Господем смерть преподобных Его//» (//Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду// [[old:ps:105:06|Пс. 105:6]]) и спасительна: но также всегда «//смерть грешников люта//» (//Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут// [[old:ps:033:22|Пс. 33:22]]) и наказательна. И поелику от начала мира «//грехом смерть во вся человеки вниде//» (//Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили// [[new:rim:05:12|Рим. 5:12]]), как наказание: то и ныне увеличение власти ея над человеками вообще означает увеличение их наказания. И Владычествующий жизнию обыкновенно угрожает смертию, как наказанием за грехи и беззакония: «//беззакония сотвори; смертию умрет//» (//в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? [Нет], он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем// [[old:iez:18:13|Иез. 18:13]])! Посему как смерть «//не согрешивших по подобию преступления Адамова//» не препятствовала всеобщей смерти человеков быть следствием всеобщаго осуждения (//Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни// [[new:rim:05:14|Рим. 5:14]]-[[new:rim:05:18|18]]): так смерть невиннаго младенца от истребительной болезни не препятствует сей болезни оставаться общественным наказанием Божиим, и, может быть, сверх того в частности, наказанием, или средством духовнаго возбуждения, для тех, которые лишились сего младенца, и его будут оплакивать. //**Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== II. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 4:7–15). В этой паремии идет речь о том, что рановременная кончина праведников не есть для них зло. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. **Восхищен бысть да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его** Преждевременною кончиною Господь спасает угодившего Ему праведника от соблазнов и искушений грешного мира. Живи он дольше в этом мире, злые люди (злоба) могли бы **изменить его разум**, т. е. поколебать в нем своими злыми внушениями здравые понятия о долге, о благочестии, о добродетели, наполнить его ум лжемудрованиями, даже неверием. Это искушение тем легче могло бы увлечь молодую невинную душу, что искусители для успеха своего пагубного влияния на нее прибегают к лести, – искусно прикрывая зло личиною добра, предлагая смертоносный яд в подслащенном виде, Господь предвидел эту опасность для праведника и отвратил ее, рано отозвав (восхитив) его из этой жизни. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его** См. Толкование на [[old:prs:04:10#lopuxin_ap|Прем. Сол. 4:10]] [<10>]