[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 4:14 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== II. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 4:7–15). В этой паремии идет речь о том, что рановременная кончина праведников не есть для них зло. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. **Угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася** (ускорил) **от среды лукавствия** На праведника, достигшего в короткое время нравственного совершенства, Господь взирает, как на старца, потому что** угодна Господу** не долговременная физическая жизнь, а **душа**, украшенная сим совершенством, хотя обитание ее в теле кратковременно. И потому свидетельство не гнева, а благоволения Божия к праведнику должно видеть в том, что праведник не долговечен и скоро переселяется в другую жизнь, где он уже не будет подвергаться искушениям, какие угрожали ему, доколе он обитал среди мира лукавого и нечестивого. Часть стиха **И угодна Госповеди душа его** читается также в 5-той Паремии. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том** //«А люди видели это и не поняли»//. Выражение «люди» (oi λαοί) в Ветхом Завете употребляется часто для обозначения всех народов вне Израиля. Здесь по сопоставлению данного места с [[old:prs:02:12|2:12]]; [[old:prs:03:10|3:10]] должно разуметь всех отступивших от Закона иудеев, которые порвали духовную связь с израильским народом и даже были врагами тех, кто представлял собою в то время истинного Израиля. Выражение «люди» в Ветхом Завете является такой же антитезой всему антииудейскому, как в Новом Завете «мир» (κόσμος) противопоставляется всему христианскому. Выражение «избранные» в Ветхом Завете прилагается обычно ко всему израильскому народу, как политическому целому, который Иегова избрал в свой любимый народ из всех народов земли [[old:is:65:09|(Ис. 65:9]]; [[old:ps:104:06|Пс. 104:6]]). Здесь это слово употреблено в нравственном смысле и относится только к благочестивым и верным почитателям Иеговы, они же выше названы святыми. См. также Толкование на [[old:prs:04:10#lopuxin_ap|Прем. Сол. 4:10]] Ст. 14-19 **ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность - долголетнюю старость неправедного; ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им; и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет;** Большинство людей не замечает, что, посылая раннюю смерть праведника, Бог имеет благую для них цель. Не обращают внимания нечестивые и на то, что преждевременная кончина праведных выставляет их нечестие еще в более ярком свете и продолжают высмеивать эту раннюю смерть, чем обнаруживают свое неразумие. [<10>]