[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 6:1 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV. Паримия из книги Премудрости Соломоной (Прем. Сол. 5:15–24; 6:1–3). В сей паремии идет речь о славе и блаженстве праведных и о суде Божием над нечестивыми. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. Ст. 1-3 **Слышите убо царие и разумейте, навыкните** (научитесь) **судии концев земли. Внушите держащии множества и гордящиеся о народех язык** (гордящиеся властью над множеством народов), **яко дана есть от Господа держава вам и сила** (власть) **от Вышняго** В виду грозящего властителям ниспровержения их престолов в наказание за злодеяния, совершаемые ими или безнаказанно допускаемые ими в подданных, писатель книги Премудрости обращается к властителям с советом, исполнение которого может отвратить эту опасность. Он напоминает им об обширности их власти, объемлющей много народов и простирающейся от одного конца государства до другого, и тем дает им понять, как трудно управлять таким многолюдством, так чтобы все ими были довольны, как трудно избежать злоупотреблений в делах суда и управления, погрешностей и несправедливостей, и потом в виду этих трудностей, как предосудительно было бы с их стороны гордиться своею столь великою и обширною властью. Нет, не гордиться, а смиренно помышлять им должно о своей зависимости от Господа Бога, Царя царствующих, смиренно помышлять, что Он даровал им эту власть и Он же потребует отчета в употреблении ее. Итак, **слышите, разумейте**, научитесь (убедитесь) и твердо запомните, **яко дана есть от Господа держава вам и сила** (власть) **от Вышняго**, иже истяжает дела ваша и помышления (намерения) испытает. Напоминание **царям**, выраженное в этих словах, самое благопотребное, но вместе обличительное по отношению к современным писателю книги **царям** Египетским и Сирийским. Те и другие были гонителями чтителей истинного Бога потому, что забыли о своей зависимости от Него. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== Писатель в том, что он сказал выше о будущей судьбе праведных и нечестивых, находит для себя побуждение снова обратиться с увещанием к тем самым владыкам земным, о которых была речь в [[old:prs:01:01|I:1,]] выясняя им, насколько для них необходимо приобретение мудрости если они хотят избежать божественного наказания [[old:prs:06:01|(6:1–8)]] поэтому он приглашает их внимательно отнестись к его наставлению о мудрости (9–11). Ст. 1-2 **Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами!** //Приглашение царей и правителей народов научиться премудрости если они хотят избежать карающего суда Божия// //«Итак, слушайте, цари…»// Подобное же обращение находим во II-ом Пс [[old:ps:002:10|10 ст.]] Выражение «концы земли» означает, прежде всего, отдаленные земли, а потом употребляется для обозначения всего пространства земли. Это широкое обращение, конечно, не мешает предположению, что писатель имел в виду прежде всего тех владык и царей, под властью которых были тогда евреи и если не называет их прямо, то только потому, что не считает это полезным. //«Обладатели множества».// В соответствии с последующим //«гордящиеся пред народами»// следует разуметь множество народов, подвластных тогдашним восточным правителям. [<10>]