[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 8:7 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== VI. Паримия из книги Премудрости Соломоновой. В составе этой паремии, содержащей похвалу премудрости, входят стихи из глав 6, 8 и 9, с присовокуплением в начале стихов из разных глав книги Притчей. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. **Труды ея суть добродетели: целомудрию же и разуму учит, правде и мужеству, ихже потребнее ничтоже в житии человечестем** Истинная мудрость занимается не одним решением умозрительных вопросов, – она имеет вместе практический характер. Она научает своего любителя упражняться в четырех добродетелях, каковы: **целомудрие** – рассудительность в употреблении чувственных удовольствий, воздержание от излишеств в них; – **разум**, т. е. искусство и навык различать добро от зла, избирать наилучшие средства к достижению доброй цели; – **правда**, или строгая справедливость в сношениях с ближними, иначе честность; **и мужество**, крепость духа при встрече с житейскими невзгодами, в борьбе с ними, ровность и спокойствие среди нечастий, как бы ни были велики. Все это такие добродетели, **ихже потребнее ничтоже в житии человечестем**, – и потому они восхваляются языческою философиею (у Платона и стоиков), как главные нравственные достоинства, без которых невозможно правильное течение человеческой жизни – личной и общественной. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **Если кто любит праведность,- плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни.** Премудрость удовлетворяет стремлению человека к праведности, ибо она источник всякой добродетели. От нее происходят четыре главных добродетели: целомудрие, рассудительность, справедливость и мужество. Это четырехчленное деление служит несомненным доказательством знакомства писателя с греческой философией. Такое деление добродетели впервые находим у Платона, потом у стоиков и позднее в иудейско-александрийской философии. Писатель книги Премудрости Соломон, нужно полагать, познакомился с этим учением о добродетели из последнего источника, а не непосредственно из Платона, с которым он здесь расходится. У Платона главных добродетелей считалось собственно три (рассудительность, мужество и целомудрие) в соответствие с трехчастным делением души, четвертая же, справедливость, рассматривалась не как особое свойство души, но как гармония всей духовной жизни, когда каждая сила, способность свободно развиваются. Писатель книги Премудрости Соломона такого представления о четырех добродетелях не мог иметь уже по тому одному, что он не разделял платоновского взгляда о трехчастном делении души. Понятие «справедливость» у него употребляется в двояком значении: в начале стиха («праведность» — δικαιοσύνη) как добродетель в целом, а потом — как часть ее. Если первое приближается к платоновскому пониманию, то второе от него значительно разнится: δικαιοσύνη означает, здесь справедливые отношения к людям (ср. [[old:prs:09:03|9:3]]). См. также Толкование на [[old:prs:08:05#lopuxin_ap|Прем. Сол. 8:5]] [<10>]