[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 8:19 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 19-20 **Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое.** Писатель указывает новый мотив своего стремления к приобретению мудрости. До сих пор он указывал основание к этому объективное, в существе премудрости, в ее значении для человека; теперь указывает мотив субъективный, в стремлении к мудрости всего лучшего в человеческой природе. Это место стоит в параллели с [[old:prs:07:01|VII:1–7]] ст. Как там он учил, что человек, если даже он родился в наилучших внешних условиях, сам по себе, без премудрости ничего не может сделать, так теперь он говорит, что даже при несомненном природном стремлении к добру он не может обойтись без божественной помощи. //«Я был отрок даровитый и душу получил добрую…»// Эти два предложения в греческом тексте соединены связкой (μάλλον δε), которая часто употребляется для обозначения поправки к предшествующей мысли (см. [[new:gal:04:09|Гал IV:9;]] [[new:ef:04:28|Еф IV:28;]] [[new:ef:05:11|V:11;]] [[new:rim:08:34|Рим VIII:34]]). Поэтому предикат «даровитый» (ευφυής) означает здесь «одаренный стремлением к добру». Выражение //«душу получил добрую»// может быть понято в двух противоположных смыслах: что тела образуются раньше, чем души, или обратно, души существуют раньше, чем они начинают жить в телах. Последующие слова говорят в пользу второго понимания. //«Будучи добрым»// (αγαθος ών), т. е. мое собственное я, моя душа уже была доброй, прежде чем вошла //«в тело чистое»//, т. е. такое, в котором власть чувственных движений не была столь сильной, чтобы могла заглушить стремление к добродетели. Таким образом, в данном месте содержится намек на учение о предсуществовании душ. В Ветхом Завете нет никаких указаний на это учение; писатель книги Премудрости мог заимствовать его только из Платоновской философии. Однако, учение о предсуществовании душ Платона у него значительно изменено. По Платону только согрешившие падшие души посылаются в тела; здесь они ведут борьбу со всем тем злом, источником которого является тело, и если одерживают победу над низкими плотскими чувствами, то возвращаются по смерти в свое первоначальное блаженное состояние, если же подчиняются телу — гибнут. У писателя книги Премудрости Соломона, напротив //«добрая душа»// посылается в тело и притом //«тело чистое»//. Значить ли это, что писатель не смотрит на тело, как на источник зла? Ответ найден в [[old:prs:09:15|IX:15]]: //«тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум»//. [<10>]