[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 10:9 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой В сей паремии, составленной из стихов, собранных из разных глав книги (6:1-14; 6:11. 17. 18. 21–23; 7:15. 16. 21. 22. 26. 27. 29; 10:9. 10. 12; 7:30; 11:1. 10–17. 19–22; 15:1; 16:8. 13), с присовокуплением двух стихов из книги Притчей в начале (29:2) и в конце паремии, восхваляется истинная премудрость и изобраается злоба против ревнителей ее со стороны врагов. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. Ст. 9-10, 12 **Та угождающих ей от болезней** (от бед) **избави и настави их на стези правыя. Даде им разум имети свят** (даровала познание святых), **и сохрани я от ловящих и подвиг крепок подаде им, да разумеют, яко сильнейши всего есть благочестие** В X-й главе книги Премудрости. откуда взяты эти стихи, указываются примеры из ветхозаветной истории от Адама до Моисея в доказательство того, как благотворны внушения премудрости для следующих им. Она сохраняла Адама, пока он не отступил от нее [[old:prs:10:01|(1-3)]]; она сохранила Ноя [[old:prs:10:04|(4)]], Авраама [[old:prs:10:05|(5)]], Лота, Иакова. Тогда как нечестивые жители Содома были истреблены огнем, премудрость спасла праведного Лота [[old:prs:10:06|(ст. 6)]]. Она **угождающих ей**, то есть служивших ей, благоговейно чтивших ее уроки, **избавила** от бед. Разумеются члены Лотова семейства: все они благовременно убежали из обреченного на погибель Содома. Дальнейшие слова паремии: **настави я на стези правыя** и др. – сказаны в библейском тексте не о многих, а об одном, именно: //Сия бежащаго от гнева братняго праведника настави на стези правы//. Идет речь об Иакове, который убежал от мщения брата своего в Месопотамию и **стезями правыми**, т. е. безопасными и прямо ведущими к цели, приведен был премудростью сюда и обратно в отечество – **Даде им** (ему) **разум имети свят**, – даровала ему познание святых. Эти слова по связи с предыдущими в библейском тексте словами: //показа ему царствие Божие//, – указывают на видение Иаковым таинственной лестницы, соединяющей небо с землею. Он видел на верху лестницы Царя Боа и святых Его, т. е. Агелов, восходящих и нисходящих по лестнице. Это видение знаменовало, что Иаков находится под особым покровом Господа и посылаемых от Него к избранникам Божиим святых Ангелов [[old:gen:28:12|(Быт. 28:12-15)]]. Имел причину Иаков боятся за свою безопасность при встрече с братом своим Исавом, когда возвращался на родину; но он усердно помолился Богу от отвращении опасности и дружелюбно встретился с своим братом ([[old:gen:32:07|Быт. 32:7]] и дал.). – **И подвиг крепок** (на победу) **подаде им** (ему). Разумеется таинственная борьба Иакова с Богом, бывшая ночью и кончившаяся победою Иакова. Эта победа знаменовала успех молитвы Иакова о сохранении его от нападения Исава [[old:gen:32:25|(Быт. 32:25-36)]]. – **Да разумеют** (да весть), **яко сильнейши всего есть благочестие**. Опыты благоволения Божия к Иакову, которое он заслужил своим **благочестием** и Богомудрием, должны были убедить Иакова, что **благочестие** и Богомудрие есть самое благонадежное, более всех других действительное, средство к отвращению бед и напастей, к побеждению препятствий к достижению благополучия. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **Премудрость же спасла от бед служащих ей.** //Иакова// В этом стихе писатель делает переход к следующим примерам в форме противопоставления. [<10>]