[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 11:15 ====== =====Лопухин А.П.===== **Кого они прежде, как отверженного, отреклись с ругательством, Тому в последствие событий удивлялись, потерпев неодинаковую с праведными жажду.** //«Кого они прежде, как отверженного, отреклись с ругательством…»// Речь идет о Моисее, который здесь не назван по имени, как и в других местах книги [[old:prs:10:16|(X:16;]] [[old:prs:18:05|XVIII:5)]]. Основанием для приведенных слов у писателя мог быть факт преследования Моисея после убийства египтянина, а затем пренебрежительное отношение к Моисею египетской властью в начале его выступления [[old:ish:02:start|(Исх II]] и [[old:ish:07:start|VII гл.)]]. //«Тому в последствие событий удивлялись…»// Выражение «в последствие событий» означает, вероятно, последующие одна за другой «казни» египетские, бывшие важнейшими событиями в истории освобождения евреев и приведения египтян в конце концов к признанию авторитета Моисея [[old:ish:11:03|(Исх XI:3)]]. В рассказе 14 и 15 ст. есть некоторые особенности сравнительно с повествованием о том же кн. Исход. Что фараон и египтяне в казнях видели дело Божие //(«познали Господа»)// и начинали сознавать свою неправоту, об этом говорит и книга Исход [[old:ish:08:19|(VIII:19;]] [[old:ish:09:27|IX:27;]] [[old:ish:10:16|X:16;]] [[old:ish:12:31|XII:31)]], но ничего там не говорится, чтобы египтяне получили известие о чудесном напоении израильтян в пустыне и из этого вывели для себя соответствующее нравоучение. Превращение воды в кровь, вызвавшее жажду египтян, ставится писателем кн. Премудрости Соломона не в начале, а //«в последствие событий»//, приведших израильтян к освобождению. См. также Толкование на [[old:prs:11:05#lopuxin_ap|Прем. Сол. 11:5]] [<10>]