[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 17:4 ====== ===== Лопухин А.П. ===== **ибо и самое потаенное место, заключавшее их, не спасало их от страха, но страшные звуки вокруг них приводили их в смущение, и являлись свирепые чудовища со страшными лицами** Описывается переживаемый египтянами страх во время посланного на них трехдневного мрака. От этого страха не спасало «**и самое потаенное место**» . Под этим потаенным местом разумеют иногда глубокие подземные коридоры в Египте, или глубоко вырытые комнаты внутри пирамид. Но во [[old:prs:17:02|2-ом]] стихе говорилось, что египтяне «затворились в домах», в соответствии с этим и здесь под «потаенным местом» лучше разуметь внутренние комнаты домов. «…**страшные звуки вокруг них приводили их в смущение, и являлись свирепые чудовища со страшными лицами**». Говорит ли здесь писатель об объективных предметах, которые приводили египтян в ужас или же он разумеет здесь созданные под влиянием страха образы фантазии? Далее в [[old:prs:17:06|6 ст.]] один из устрашающих египтян предметов он называет //«невидимым призраком»//, а потом выражается и более обще, что египтяне //«были тревожимы страшными призраками»// [[old:prs:17:14|(14 ст.)]]. Нигде не видно, чтобы эти призраки писатель считал за какие-нибудь объективные предметы, например, за демонов, или за вышедших из ада теней умерших людей, которые, принимая образы «**свирепых чудовищ с страшными лицами**» (4 ст.), «сами собою горящих костров, полных ужаса» [[old:prs:17:06|(6 ст.)]], являлись бы для устрашения людей. Напротив, он говорит, что египтяне приходили в крайний страх, //«хотя никакие устрашения не тревожили их»// [[old:prs:17:09|(9 ст.)]]. Причина страха, по мысли писателя, не вне, а внутри, в душевном состоянии египтян; это ужасы //«страдавшей души»// [[old:prs:17:08|(8)]], их //«придумывает преследуемое совестью нечестие»// [[old:prs:17:10|(10 ст.)]]. Таким образом, ужасы «придуманы», они результат воображения, действующего под влиянием угрызений совести. Действительность, конечно, давала богатый материал для этого воображения и писатель говорит об этом подробнее [[old:prs:17:17|17–18 ст.]] [<10>]