[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 17:11 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка** Когда Архангел Гавриил, посланный возвестить ей воплощение от нее Сына Божия, начал свое благовещение приветствием: «//радуйся, благодатная, Господь с тобою, благословена ты в женах//»; тогда она, как поветствует святый Лука, «//смутися о словеси его//», и, как глубоко усмотрел сам Архангел, убоялась. Ибо он, как дух, и сквозь молчание видел, что происходило в ее духе, и сказал: «//не бойся, Мариам//» (//Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога//; [[new:lk:01:28|Лк. 1:28-30]]); следственно, видел в ней страх. Что случается с нами, когда приходим в смущение и страх? – Трепещем, произносим вопль, стараемся убежать, а иногда теряемся до того, что не можем владеть ни мыслями, ни словами, ни движениями. Это – наше несовершенство, малодушие, немощь. Сему не надлежало быть в благодатной Деве; и сего не было в ней. По действию внешней причины, ощутив невольно смущение и страх, она тотчас удержала свое смущение, умерила свой страх. Каким образом? – Посредством размышления. «//Помышляше//». «**Ничтоже бо**, – рассуждает Премудрый, – «**ничтоже... есть страх, токмо лишение помощей, сущих от помышления**». Премудрая Дева не осталась долго в лишении сей помощи, но немедленно воспользовалась ею. //**Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы (Говорено в Чудове монастыре марта 25-го; напечатано в Твор. Св. От. 1852 г. и в собрании 1861 г.) 1852 год**// =====Лопухин А.П.===== **Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка** Даваемое здесь определение страха, конечно, неполное. Оно отмечает только одну сторону. Смысл его такой: страх отнимает у человека хладнокровие, так что он свое внимание не может уже направить на предмет страха, чтобы или убедиться в его ничтожности, или найти средство к его устранению. [<10>]