[<10>] ====== Толкования на Прем. Сираха 11:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Прежде смерти не блажи ни когоже, и в чадех сво­их познанъ будет муж** Поэтому и говорится: **"прежде смерти никого не ублажай"**. Почему? Потому, что будущее неизвестно, и естество наше слабо; воля не деятельна, грех легко овладевает нами и много сетей: //"знай,// говорится, //что ты посреди сетей идешь"// [[old:prsir:09:18|(Сир.9:18)]]; непрестанные искушения, великое множество дел, постоянное нападение бесов, непрерывные восстания страстей: вот почему и говорится: **прежде смерти не блажи никогоже**. Итак, ублажать достойного после его смерти безопасно; или лучше не просто после его смерти, но после смерти такой, когда кто окончит жизнь с венцом, с исповеданием и верой нелицемерной. Если некто назвал блаженными и просто умерших, то не гораздо ли более (можно так назвать) умерших таким образом? **//Похвала святому Евстафию.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== //Что значит: **Прежде смерти не называй никого блаженным**?// Смысл, доступный для многих, [таков]: [все в жизни] неясно, и произволение человека удобопреклонно [ко греху], и потому не следует называть кого-либо блаженным, пока он, пройдя через всяческую добродетель, не завершит жизнь безупречным завершением. Вот же возвышенный смысл: кто начал покаянием и аскезой смирять и ослаблять живущее в нем земное помышление, того еще не следует называть блаженным, пока он напряженным аскетическим трудом не умертвится и не обретет совершенство. Тот ведь [только] блажен, кто соумирает со Христом через неделание зла и совосстает [с Ним] снова через высоту добродетелей. На это указывает и псалмопевец, говоря: //Блаженны непорочные в пути//, то есть чистые от зла, //ходящие в законе Господнем// [[old:ps:118:001|(Пс. 118,1)]] — идущие дорогой добрых дел. //**Вопросы и затруднения.**// =====Лопухин А.П.===== **Прежде смерти не называй никого блаженным; человек познается в детях своих.** См. Толкование на [[old:prsir:11:20#lopuxin_ap|Прем. Сир. 11:20]] [<10>]