[<10>] ====== Толкования на Пс. 1:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет** **И будет яко древо насажденное при исходищах вод.** Христос в богодухновенном Писании изображается древом иcпoведaния, по сказанному: //древо живота есть всем держащимся ея// ([[old:pr:03:18|Притч. 3:18]]). Посему, Псалмопевец говорит, что уверовавшие во Христа будут телом Его. Ибо //преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его// ([[new:fil:03:21|Фил. 3:21]]). **Исходищами** же **вод** называет божественные Писания, в которых повсюду можно найти проповедуемого Христа. Христос — древо жизни; Апостолы — ветви; кровь и вода из ребра Христова — плод, и кровь в изображение страдания, а вода в изображения крещения; словеса — листья. **Еже плод свой даст во время свое.** Под плодом древа разумей правую веру, под листьями его — исполнение заповедей. Плод — спасаемые: корень — крещение; земледелатель — Отец. **И лист его не отпадет, и вся, ялика аще творит**, успеет, потому что дело, совершаемое по Богу, не может быть бесполезно. //Время давать// зависит от приемлющего. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 3-4 ** И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли** //Состояние праведных и грешных (стихи 3-4)// Изобразив черты деятельности праведника, а чрез то и грешников, переходит к изображению их состояния. Вследствие всестороннего удаления от зла и непрестанного поучения в слове Божием, праведник будет как древо при исходище вод,— исполнится живоносною силою слова Божия, разбогатеет и от полноты жизни будет плоды приносить,— соответственные дела, и преспевать во всех начинаниях. **И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет** //Будет// — может и есть — будущее вместо настоящего — или и то и другое... и есть, и будет... полножизненность — его постоянное состояние. //Древо, ац,//— всяческое,— и живое и сухое,— здесь по чертам, приданным ему, или маслина, или пальма, кои не отметают листьев,— коим и в других местах уподобляются праведные (см.: [[old:ps:091:13|Пс. 91:13]]; [[old:ier:17:08|Иер. 17:8]]). Халдейский перевод: как древо жизни, то есть всегда живое и цветущее. Сирийский ставит — Древо просто вообще. Раввин Елеазар бен-Азария говорит, что человек, которого ученость ширше добрых дел, подобен ели (abieti), коей ветви широко расходятся, а корень мал и которую потому легко одолевает ветер. А чьи добрые дела превосходят ученость, тот подобен дубу. Дереву при потоках вод стоять очень благоприятно, особенно на Востоке, в жарких странах, где почва скоро теряет влажность от зноя несносного, и дерева сохнут (см.: [[old:ier:17:08|Иер. 17:8]]; [[old:iez:19:10|Иез. 19:10]]). //При// — на одной стороне или берегу реки. Греческое (διεξοδος) — дает мысль о месте, где вода раздвояется на два рукава, так что, стоя посреди, дерево с двух сторон получает приток соков водных. Притоки такие в применении к праведному суть — излияния Божией благодати Святого Духа в таинствах — и озарение истинами и исполнение ума от слов Божиих, от коих непрерывный подается ему духовный сок и жизненность к отражению злых страстей и скорбей. //Насажденое// — еврейски: шатал, пересаженное,— как сучок, срезанный с макушки кедра и поставленный в другое место (см.: [[old:iez:17:22|Иез. 17:22]]), и как ветвь виноградная, из влажного места пересаженная в сухое,— так праведник из сухой пустыни греха пересаждается в прекрасный рай Церкви. //Плод во время.// Разумеется дерево не бесплодное, которое только красуется листьями, но — которое всегда в свое время приносит обильные плоды. И праведные подобны древам добрым, которые ничего для себя, а все для других плодоприносят, добрыми себя украшают делами (см.: [[new:mf:07:16|Мф. 7,16-18]]), не довольствуясь семенем благопомышления, или цветом благих намерений, или листьями доброречия. Добрые плоды сии перечисляются в Послании к Галатам (см.: [[new:gal:05:22|Гал. 5:22]]). //Во время свое.// Нечестивые или никаких не приносят плодов, или приносят недозрелые, вялые и скоро пропадающие от порчи; а благочестивые всегда в свое время приносят плоды зрелые, добровкусные и прочные, как любовь, терпение и прочее, и в другой жизни принесут они Богу непрестанную хвалу, любовь, приснозрение и прочее. //Лист не отпадет.// Праведные всегда себе равны, красятся дивным строем жизни, всем, что говорят и делают,— и приветливостью — или привлекательностью во взаимных сношениях, как тенью древесною, всех услаждают. Отпадение или отметание листьев означает бедственность и потерю всякого благочестия (см.: [[old:is:01:30|Ис. 1:30]]; [[old:is:64:06|64:6]]). Означает также недостаток или потерю честности и добродетели, как отъятие грозди от лозы или листьев с дерева (см.: [[old:ier:08:13|Иер. 8:13]]). Итак, когда говорится, что праведные не теряют листьев красоты благонравия и благоденствия; то этим означается постоянное осенение их Божиею благодатию, хранящею в них внутреннее благонастроение и внешнее в них благочиние и счастье, утешающею их упованием и ведущею к вечному блаженству. В других местах словом: //навал//, отпадать,— говорится собственно о травах и листьях, когда они вследствие иссякновения внутренней сочности, и от действия чрезмерного внешнего жара, вянут и, иссохши, отпадают (см.: [[old:is:34:04|Ис. 34:4]]; [[old:is:40:7-8|40:7-8]]; [[old:ier:08:13|Иер. 8:13]]; [[old:ps:036:02|Пс. 36:2]] и другое). //Успеет.// Это продолжение или можно принимать, как продолжение сравнения праведных с древом (Халдейский перевод: и на всех ветках своих, которые произращает, даст плоды обильно, благоуспешно. Иные разумеют о сучках, беромых с дерева и сажаемых в другом месте, что и они хорошо разрастаются и плод приносят. Иные о листьях,— что все они полезны для здоровья [см.: [[old:iez:47:12|Иез. 47:12]]]), или как особое положение, особую выражающее мысль о праведных (грамматически соотносясь к: //и будет яко древо... и будет// успевать)... Это лучше и прямее. Примеры представляет Иосиф, которому все благоспелось в доме Пентефрия (Потифара) (см.: [[old:gen:39:02|Быт. 39:2-3]]); Езекия, благоспешно восстановлявший чин религиозный (см.: [[old:2par:30:21|2 Пар. 30:21]]; [[old:2par:32:30|32:30]]); Соломон (см.: [[old:1par:29:23|1 Пар. 29:23]] и другое). Что дела благоугождения у благочестивого идут благо-успешно, несмотря на внешние скорби, об этом см.: [[new:rim:08:28|Рим. 8:28]], [[new:rim:08:36|36-37]]; [[new:iak:01:25|Иак. 1:25]]; [[new:1tim:04:08|1 Тим. 4:8]]. По последнему — благочестию принадлежит обетование не нынешнего только века, но и грядущего. Первая мысль о праведных из сравнения с древом указывает, что он изводит из себя добро как бы естественно, а второе: //успеет// — указывает на особые преднамеренные предприятия. Сирийский перевод: все, что предпринимает, совершает. //**Толкование на некоторые псалмы.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет** См. Толкование на [[old:ps:001:02#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 1:2]] ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое** Добрые дела наши зависят не только от доброй воли нашей, а и от Божией воли. Господь так устрояет нашу жизнь, что в тот или иной момент Он предлагает нам совершить определенное дело. И нам не нужно тогда отказываться от сего послушания... А вырваться со своими планами, непременно требовать от Бога помощи в своем деле, настаивать на чуде Божием – никак нельзя нам. А смиренно и терпеливо ожидать о себе воли Божией. Ибо только то дело успешно и полезно всем, где есть Божие благословение! //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **И будет, яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадеть, и вся, елика аще творит, успеет** Есть виды деревьев, которые ни летом, ни зимой не сбрасывают своей листвы, но всегда покрыты и украшены свежестью зелени: например, олива, кипарис и им подобные. Но есть и другие (деревья), которые обнажаются и сбрасывают свою листву зимой. Этот пример подходит к христианам, ибо они в Писании называются «деревьями» ([[new:mf:07:17|Мф. 7:17]]; [[new:mf:12:33|12, 33]]) и никогда не сбрасывают украшение и благолепие листьев: даже под напором зимних злых ветров и суховеев они всегда остаются облаченными в славу Духа. Об этом и говорится в Писании: «**Еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет**». Но есть и другие (христиане), ум которых более легковесен и которые при наступлении искушений, стужи и (злых) ветров не могут противостоять им и остаться незыблемыми, по причине обволакивающей их немощи. //**Собрание рукописей типа III. Поучение 4.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И будет, яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадеть, и вся, елика аще творит, успеет** Потому что потоки Божественнаго Духа действуют подобно водному орошению. Как воды цветущими делают насажденныя при них дерева; так Дух сообшает силу приносить божественные плоды. Посему-то Владыка Христос учение Свое наименовал водою. Ибо говорит: //«аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет»// [[new:in:07:37|(Ин.7:37)]]; //«вода, юже Аз дам ему, будет источник воды» живой «текущия в живот вечный»// [[new:in:04:14|(Ин.4:14)]]; и еще: //«веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы»// [[new:in:07:38|(Ин.7:38)]]. А также говорит и жене самарянской: //«пияй от воды сея вжаждется паки, а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки»// [[new:in:04:13|(Ин.4:13-14)]]. Так и чрез Пророка Исаию говорит: Я дам //«в жажде ходящим в безводней; отверзу на горах источники, и на холмах реки напоити род Мой избранный, люди Моя, яже снабдех»// [[old:is:41:18|(Ис.41:18]]; [[old:is:43:20|Ис.43:20-21)]]. Поэтому и блаженный Давид обучающагося Божественным словесам справедливо уподобил деревам, насажденным на берегах при воде, у которых всегда зелены листья, и которыя благовременно приносят плоды, потому что подвижники добродетели, хотя плоды трудов собирают в будущей жизни, однако же и здесь, как бы некия листья, постоянно нося в себе благую надежду, зеленеют и радуются, и в услаждении духа переносят тяжесть трудов. И великодаровитый Владыка всегда содействует усердию их, потому что //«любящим Бога»//, как говорит божественный Апостол, //«вся поспешествуют во благое»// [[new:rim:08:28|(Рим.8:28)]]. Посему-то и блаженный Давид сказал: **«и вся, елика аще творит, успеет»**. Ибо //«от Господа»//, говорит он, //«стопы человеку исправляются, и пути его восхощет»// зело [[old:ps:036:23|(Пс.36:23)]]. Но не просто, а с великою точностию, сказано у него: //«вся»//. Ибо, запретив сперва все виды порока, и показав совершенство Божественных законов, потом уже присовокупил: **«вся, елика аще творит, успеет»**, зная, что таковый, соглашая волю свою с Божественым законом, не захочет сделать что либо вопреки закону, так как сказано: //«в законе Господни воля его»//. Таким образом, возбудив чрез сие к добродетели и обучив совершенному любомудрию, Пророк подкрепляет подвижников и представлением противнаго, и говорит... ===== Евфимий Зигабен ===== Потом показывает рождающийся отсюда плод: **И будет яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся елика аще творит, успеет** Потому что так ведущий себя, как насажденный при потоке божественных слов и напояемый учением их, зеленеет и возрастает и, подобно древу насажденному при источнике вод, приносит плод—добродетели в надлежащее время и не сбрасывает листьев, то есть (не оставляет) смиренномудрия, которое прикрывает и сохраняет добродетели. Или под плодом должно разуметь от трудов собираемое духовное богатство, а под листьями согревающую надежду спасения, которой никогда не теряют и которая облегчает чувство скорбей. Справедливо же божественные глаголы сравнивают с водами, потому что они напояют и оплодотворяют души, как воды растения. Так и Христос собственное учение назвал, сказавши: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет; и: веруяй в Мя, реки от чрева его истекут воды живы [[new:in:07:37|(Иоан. 7, 37-38)]]; и иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки [[new:in:04:14|(Иоан. 4, 14)]]. Такому человеку и Бог содействует во всем. Ибо от Господа, сказано, стопы человеку исправляются, и пути Его восхощет зело [[old:ps:036:23|(Пс. 36, 23)]]. И апостол опять говорит: любящим Бога вся поспешестуют во благое [[new:rim:08:28|(Римл. 8, 28)]]. Выражение: вся прибавлено с основательностию, ибо успевший в этом и не желает сделать что нибудь худое, поэтому он и получает успех во всем от Бога. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет** Пророк, изъяснив, кого должно почитать истинно праведным, теперь доказывает, что таковый человек блажен есть и по упованию, и по самой вещи: по упованию в веце сем, а по вещи в будущем. Доказательство берет от подобия древа, насажденнаго при источниках вод, и имеющаго все потребныя качества, составляющия доброе древо. Ибо есть различныя древа: некоторыя едино листвие производят, да и то не долго удерживают; иныя и листвие производят, и оное долго удерживают, но плодов не имеют, или хотя и имеют, но невкусные. Итак одни токмо те древа по всему совершенныя суть, которыя и листвие и плоды производят, и притом в надлежащее время, и в совершенной зрелости и вкусе. Таковыя древа суть кедровыя, пальмовыя, масличныя и финиковыя, которым часто Священное Писание праведных людей уподобляет, якоже и в сем месте. Ибо праведные, будучи укоренени и наздани в любви по Апостолу ([[new:ef:03:17|Еф. 3:17]]), близки суть ко источнику живому, из негоже присно почерпая благодатную влагу, благие плоды благовременно приносят: сего ради присно процветают славою и честию пред Богом и людьми. А хотя иногда и презираемы бывают от безумных, но у премудрых, паче же у Ангелов, и что вящше, у самого Бога в величайшей чести суть. И сие убо в веце сем, в будущем же неистленный венец славы приимут: а донележе здесь еще пребывают, присно имут всеблагаго Владыку во всех содействующа. Сего ради глаголет: //вся елика аще творят, успеют//, якоже и Божественный свидетельствует Апостол: //любящим Бога вся споспешествуют во благое// ([[new:rim:08:28|Рим. 8:28]]). //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет** См. Толкование на [[old:ps:001:01#ep_irinej_orda|Пс. 1:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет** Следствием внутреннего усвоения праведником закона и жизни по нему будет его внешнее благополучие и успех в делах. Как дерево, растущее при воде, имеет постоянно влагу для своего развития, а потому и бывает плодоносным, так и праведник //"во всем, что он ни делает, успеет"//, так как ему покровительствует Бог. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет** Слова этого стиха представляют также почти буквальное сходство со словами Божиими, изреченными через пророка Иеремию, обличавшего нечестие евреев. В 17-й главе своих пророчеств Иеремия сравнивает участь человека благочестивого, надеющегося на Господа Бога, с участью нечестивого, и о первом из них говорит: //«Благословен человек, иже// (который) //надеется на Господа, и будет яко древо насажденное при водах, и во благе пустит корение свое: не убоится, егда приидет зной// (жара, засуха), //и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится и не престанет творити плода»// [[old:ier:17:07|(Иер. 17:7–8)]]. Изречения 3-го стиха из первого псалма повторены и несколько видоизменены пророком Иеремией, так как последний жил и пророчествовал гораздо позднее составителя первого псалма, Давида. Здесь замечательно то, как священные писатели хорошо знали Слово Божие, изреченное чрез пророков, несмотря на то, что в их время не было печатных книг Слова Божия, и рукописные свитки его были большой редкостью. Почему же ныне не видно между людьми такого знания Слова Божия, при всем том, что достигнуть этого знания в нынешнее время гораздо легче и удобнее? Не потому ли, что ныне люди предпочитают ходить //на совет нечестивых// и пребывать //на путях грешников//? И не служит ли это явным признаком того, что нынешние люди, хвалящиеся даже званием истинных христиан, благочестие и блаженство поставляют не в знании Слова Божия и не в изучении закона Господня ежедневном, а в чем-то другом?! //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]