[<10>] ====== Толкования на Пс. 1:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет** **Яко весть Господь путь праведных.** Сказано: **весть,** вместо: чтит, как и Моисею говорит Бог: //вем тя паче всех// ([[old:ish:33:12|Исх. 33,12]]), вместо предпочитаю тебя, и обрел ты благодать у Меня. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== ** Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет** Послушаем, чем заключил святую песнь свою Давид. **«Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет»**. Чему здесь учимся у святого песнопевца? Ответ. 1) Жизнь всякого человека в этом мире есть путь, и поэтому каждый человек, пока в мире живет, — путник. На этот путь человек вступает при рождении и оканчивает его со смертью. 2) Под словом: **«путь»** здесь подразумевается всякое начинание — замыслы, слова, и дела, и труды, то есть все, в чем кто упражняется и трудится. 3) Путь этот двоякий: путь праведных и путь нечестивых. Как солнце чувственное создал Господь ради всех людей, чтобы могли видеть и всякие дела свои делать: //«изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера»// [[old:ps:105:23|(Пс.105:23)]], — так и светильник закона Своего подал Тот же Создатель, чтобы каждый, смотря на него, управлял жизнью своей, то есть замыслами, начинаниями, словами и делами, как поет к Богу Псалмопевец: //«Светильник ногам моим закон твой, и свет путям моим»// [[old:ps:118:105|(Пс.118:105)]]. Те люди, которые веруют во Христа, и по слову Божию, и по примеру Христову управляют жизнью своей, — праведные, благочестивые и святые, а те, которые уклоняются от этого святого светильника и по своим прихотям живут, — нечестивые, хотя и имя Христово исповедуют. Те своим путем, а эти своим идут, но к различному концу. 4) Путь праведных знает Господь и хвалит, ибо, по воле Его святой управляемый, он к благополучному концу, к вечному блаженству ведет. //«Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «Познал Господь Своих»// [[new:2tim:02:19|(2 Тим 2:19)]]. И еще: //«Знаю Моих, и Мои знают Меня»// [[new:in:10:14|(Ин 10:14)]]. Знает Он и путь нечестивых, но не хвалит его, как противный воле Его, //«ибо Богу не угодно беззаконие»// (см. [[old:ps:005:05|Пс.5:5]]); и поэтому путь нечестивых **«погибнет»**, то есть к вечной погибели их приведет. Как слепой, идя по земле и не видя перед собой рва, падает в него, и так путь его оканчивается, и сам он погибает, так и нечестивые, не имея просвещенных очей сердечных и сами не зная, куда идут, падают в ров вечной погибели, и так путь их (то есть все их дела и помышления) и сами они погибают. Тогда они очувствуются и будут каяться, но поздно: //«Итак мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная»//, и прочее [[old:prs:05:06|(Прем 5:6-9)]]. Об этих двух путях и Господь говорит в Евангелии: //«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их»// [[new:mf:07:13|(Мф.7:13-14)]]. Путь праведных узок и тесен, так как они не по своей воле, но по воле Божией живут. Путь же нечестивых — пространный и широкий, так как они, отвергнув волю Божию, делают, что хотят. Но как одни после временной тесноты переселяются в вечный простор, так другие после временного простора переходят в вечную тесноту, как говорит Соломон. 5) Третьего пути не видим, как и в будущем веке два только видим места в Писании: блаженство и муку вечную. Поэтому, каждый живущий на земле или идет путем праведных, и к блаженству вечному придет, или идет путем нечестивых, и к вечной погибели идет. Рассуждай об этом, и внимай светильнику слова Божия, и познаешь, какой путь спасительный и какой погибельный, и осторожно будешь поступать в мире. //«Господи, наставь меня на путь Твой»// [[old:ps:085:11|(Пс.85:11)]], — Ему же и себя и тебя, читатель, поручаю. Спасайся. **//Размышления и замечания из текстов. Размышление 2.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== ** Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет** В последнем стихе указывается причина и источник такого состояния и участи праведных и грешных,— в том, что путь праведных ведает,— заведывает, блюдет Бог, путь же нечестивых — их замыслы и труды — погибнет, ведет в пагубу. Очевидно — противоположение двух частей сего стиха не строго; потому справедливо видят здесь — умолчание и в той и другой части допускают дополнительные мысли. Бог весть путь праведных, потому они не погибнут; путь же нечестивых погибнет, потому что его не весть Бог,— такие обороты обычны и в притчах. Очевидно, в словах: //весть Господь// — разумеется не всеведение Божие, которое равно обнимает все,— и нечестивых, но заведывание, попечение, благоволение, любовь, кои благоспеяние придают праведнику — и отсутствие коих или вместо их присутствие противоположного — Божия неблаговоления, гнева, оставления — оскудение всякое производит в грешных. (Так у [[new:in:08:43|Ин. 8,43]] (//почто беседы Моея не разумеете//,— не принимаете, не благоволите). Так [[old:ish:01:08|Исх. 1,8]] (новый царь //не знаше Иосифа//,— знать не хотел, презрел его дело). В [[old:pr:12:10|Притч. 12,10]] (//праведник// знает, //милует души скотов своих//). Так [[new:2tim:02:19|2 Тим. 2,19]] (весть //Господь сущия Своя//,— печется о них), [[new:mf:07:23|Мф. 7,23]] (//николиже знах вас... отъидите//) ...Бог заведывает, промышляет, любит путь праведных; оттого им успех во всем, и участь их блаженна. **И путь нечестивых погибнет** Их замыслы, планы, предприятия и дела Бог не весть, не признает Своими, не благоволит, //яко Бог не хотяй беззакония// ([[old:ps:005:05|Пс. 5,5]]). Почему путь их погибнет,— будет иметь несчастный конец, исчезнет как дым (см.: [[old:ps:036:20|Пс. 36,20]]), растает как воск (см.: [[old:ps:067:03|Пс. 67,3]]; ср.: [[old:ps:128:06|Пс. 128,6—7]]; [[old:ps:009:19|Пс. 9,19]]; [[old:iov:08:13|Иов. 8,13]]; [[old:iov:20:07|20,7]]; [[old:pr:10:28|Притч. 10,28]]; [[old:pr:11:04|11,4]]). //4) Предметы для размышления// На [[old:ps:001:01#svt_feofan_zatvornik|1]]-й стих: 1) Блаженства все ищут, достигают же его только те, кои идут к нему прямым путем, указуемым в слове Божием. Из таких кто ошибется? 2) связи свои с людьми надо устроять осмотрительно, чтобы иначе не заразиться язвами пороков и не погибнуть; 3) советоваться необходимо (см.: [[old:pr:02:11|Притч. 2,11]]; [[old:pr:11:14|11,14]]; [[old:pr:12:15|12,15]]). Но надо добыть советователя честного и мудрого; 4) привычка и в худе, и в добре приближается к естественным движениям жизни. И кончается худом или добром; 5) пал в грех,— не валяйся в нем и не стой, чтоб не окреп он в тебе и не стал неодолимым; 6) остерегайся шутить, острить и тем паче издеваться над чем, чтоб предметов важных не обращать в шутку, священного не унижать и запрещенное не поставить в ряд безразличного. На [[old:ps:001:02#svt_feofan_zatvornik|2]]-й стих: 1) После Бога ничего для нас не должно быть важнее слова Его. Его изучать должно всем верующим, а не единым иереям; 2) трудись над ним, и в труде сем первое: заботься постигнуть истинный смысл читаемого и подумываемого,— постигнув смысл, восприими его сердцем; восприявши сердцем,— введи в порядок жизни твоей, правила его, веры ли то касается или жизни, и, сделав это, затем исполняй положенное в свое время; 3) много желаний у человека: направлять их как должно никто не сможет без руководства слова Божия; 4) не довольно прочитывать только нечто из слова Божия во свой час,— но надо поучаться в нем день и ночь, чтобы преспевать по его руководству непрестанно (см.: [[new:1tim:06:11|1 Тим. 6,11]]); 5) и часть ночи надо посвящать богоугождению (см.: [[old:is:26:09|Ис. 26,9]]); 6) надобно остерегаться, чтоб не связать себя самовольной службой (см.: [[new:kol:02:23|Кол. 2,23]]),— о коей не можешь иметь уверение, угодна ли она Богу. На [[old:ps:001:03#svt_feofan_zatvornik|3]]-й стих: 1) Естество наше оскудевательно и — одно — малоплодно. Но когда исполнится из Божественных источников, тогда бывает многодеятельно и многоплодно; 2) если не принесешь плодов покаяния,— посечен будешь как бесплодное древо (см.: [[new:mf:03:06|Мф. 3,6]], [[new:mf:03:10|10]]; [[new:mf:07:19|7,19]]; [[old:ier:15:06|Иер. 15,6]]; [[new:gal:05:22|Гал. 5,22]]; [[new:in:15:06|Ин. 15,6]]); 3) всякое дело надо делать в свое ему время (см.: [[old:ekl:03:01|Еккл. 3,1]] и далее); 4) благопоспешность есть плод искреннего благочестия (см.: [[new:otkr:14:13|Апок. 14,13]]; [[old:pr:04:08|Притч. 4,8]]). Тщетно ожидать ее от одной мудрости человеческой или от опытности своей и от того, что есть чем извернуться при богатстве и есть к кому обратиться при покровителях... Случайно и тут бывает успех, но непрочный. На [[old:ps:001:04#svt_feofan_zatvornik|4]]-й стих: 1) Счастье нечестивых призрачно, исчезновенно (см.: [[old:ps:036:02|Пс. 36,2]], [[old:ps:036:35|35-36]]); 2) как нравами, так и участию благочестивые обычно очень различны от нечестивых; 3) как ни ограждают себя нечестивые от всяких несчастий, но приходит час,— и беда нападает — непредвиденна, неумолима, всеразрушительна — и сдувает их, как прах с земли живых. На [[old:ps:001:05#svt_feofan_zatvornik|5]]-й стих: 1) Итак, есть суд,— и всем предстоит явиться на него (см.: [[old:ekl:12:14|Еккл. 12,14]]; [[new:act:17:31|Деян. 17,31]]; [[new:2kor:05:10|2 Кор. 5,10]]); 2) как ни сильны бывают в мире силы нечестивых, но суда Божия отклонить не возмогут; 3) бесконечно велико расстояние и различие обителей святых и мест осуждения грешников (см.: [[new:mf:25:32|Мф. 25,32]] и прочее). На [[old:ps:001:06#svt_feofan_zatvornik|6]]-й стих: 1) Бог всеведущ, Отечески промыслителен и паче призирающ на добрых (см.: [[old:ps:127:start|Пс. 127]]; [[new:2tim:02:19|2 Тим. 2,19]]). Нечестивых же Он не примет в Свое облаженствование (см.: [[new:mf:07:23|Мф. 7,23]]); 2) всегда надо внимательно разбирать пути и шаги свои направлять, чтобы не споткнуться и не уклониться на распутия (см.: [[new:mf:07:13|Мф. 7,13]]; [[new:ef:05:12|Еф. 5,12-13]]); 3) надобно молить Бога, чтобы не попустил блуждать стопам нашим (см.: [[old:ps:016:05|Пс. 16,5]]); 4) широк путь нечестивых,— но ведет в пагубу (см.: [[new:mf:07:13|Мф.7,13]]). //**Толкование на некоторые псалмы.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет** См. Толкование на [[old:ps:001:04#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 1:4]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет** **«Яко весть Господ путь праведных, и путь нечестивых погибнет»**, то есть праведный судия и до суда все знает, и не имеет нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. А потому, воздавая каждому по достоинству, одних удостоит прославления и венцев, а других пошлет на вечное мучение. ===== Евфимий Зигабен ===== Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет **Яко весть Господь путь праведных** Показывает, что никто не скроется от Бога. Ибо и пути праведных Он знает, как сказано: весть Господь пути непорочных [[old:ps:036:18|(Пс. 36, 18)]], и опять: позна Господь сущия своя [[new:2tim:02:19|(2Тим. 2, 19)]]. Так как Он и сам сказал: //Аз есмь путь//, то необходимо, чтобы Он знал и тех, которые ходят по нему или по заповедям Его. По отношении же к злым, как недостойным знания Его, Он притворяется неведущим, поэтому и согрешившего Адама спрашивал: //где еси?// Так же поступал и по отношению к Каину и ко многим другим [[old:gen:03:09|(Быт. 3,9]]; [[old:gen:04:09|4,9)]]. **И путь нечестивых погибнет** Добродетели праведных остаются, как богатство их и венец. А дело и лукавство нечестивых, которые он теперь назвал путем, исчезают и делаются бессильными. С этим сходно и апостольское слово: а его же дело сгорит отщетится [[new:1kor:03:15|(1Кор. 3, 15)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.** Дает причину, чего ради нечестивые не восприимут на суде славы праведных. Понеже-де путь праведных благоугоден есть Богу, а посему есть путь правый, вводящий в живот вечный; путь же нечестивых, яко путь возвращенный, неблагоугоден Ему. Ибо глагол, //весть//, берется здесь за ведение благоволительное в разсуждении праведных, а неблаговолительное в разсуждении нечестивых. Откуду извещаемся о истинном блаженстве шествующих по первому, и о несчастном состоянии шествующих по второму: ходящии бо путем сим не достигают вожделенныя оныя цели. Итак, слово //путь// в сем месте означает не тот вещественный путь, по которому ходим, но самое хождение. Чрез хождение же разумеется течение всея жизни, угодное или противное Богу. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет** См. Толкование на [[old:ps:001:04#ep_irinej_orda|Пс. 1:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет** См. Толкование на [[old:ps:001:04#lopuxin_ap|Пс.1:4]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет** Это значит, что Всеведущему и Праведному Судии все //известно//. Он и до суда все знает и не имеет потому нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. Под //путем// обыкновенно разумеется не дорога, по которой ходим, а все дела, мысли и намерения наши, а потому и заключительные слова псалма: **путь нечестивых погибнет** означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они //погибнут//. Итак, блаженны все те, которые //ищут// Господа Бога всем сердцем своим [[old:ps:118:002|(Пс. 118:2]]; [[old:ps:033:11|33:11)]], которые находят удовольствие в законе Божием и размышляют о нем //день и ночь// [[old:ps:011:01|(Пс. 11:1]]; [[old:ps:001:02|1:2)]], которые слушают Слово Божие и поступают по нему [[new:iak:01:22|(Иак. 1:22–25]]; [[new:lk:11:28|Лк. 11:28)]]. Блаженны все те, на которых в день суда прострется благословение Отца Небесного, изреченное устами Сына Божия: //«Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира»// [[new:mf:25:34|(Мф. 25:34)]]. Но «какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия Христос воссядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним и откроются все тайны сердечные! Страшен суд, страшен Судия, страшен сей час!.. Блажен, кого покроет тогда благость Твоя, Господи!» (Псалтирь св. Ефрема Сирина). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]