[<10>] ====== Толкования на Пс. 2:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их** **Расторгнем узы Их**. Здесь не достает слова «говоря», чтобы вышел такой смысл: собрались на Господа и на Христа Его, говоря: **расторгнем узы.** Ибо не восхотели быть в священной мрежи, о которой написано: //подобно есть царствие небесное неводу// [[new:mf:13:47|(Мф. 13, 47)]]. **И отвержем от нас иго Их**, т. е. тяготу закона, о котором сказал Господь: //иго Мое благо, и бремя Мое легко есть// [[new:mf:11:30|(Мф. 11, 30)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их** //Расторгнем.// Подразумевается: говоря, которое часто в такого рода разговорной речи опускается (см., например: [[old:is:03:06|Ис. 3,6]]). Еврейское слово, выражение дает мысль об отвержении нечаянном, быстром, насильственном, соединенном со вредом и порчею вещи, отверженной по причине нетерпения ее или презрения к ней... Так расторг Сампсон верви как нити (см.: [[old:sud:16:09|Суд. 16,9-12]]; сличи: [[old:ier:02:20|Иер. 2,20]]; [[old:ier:05:05|5,5]]; [[old:ier:30:08|30,8]]; [[old:naum:01:13|Наум. 1,13]]; [[old:ps:106:14|Пс. 106,14]]). Из сих мест видно, что здесь разумеется крайняя дерзость народов и властей их против небесного учения, по которой, сговорившись будто, решили они не слушать его, подобно пленным, или осужденникам взбунтовавшимся, или диким коням, кои, сбросив всадника, несутся вперед и всё попирают по пути. //Узы их,// то есть Господа и Христа Его,— правила, догматы и учреждения, коими отлучается безбожие и суеверие и нравы развращенные, страсти и все недобрые порядки жизни и заповедуется противоположное тому; чем связывается свободная воля, как узами какими, подобно тому, как сковывают диких зверей, чтобы не шатались по произволу и не вредили тем, кои спокойно живут в исправлении своих дел. Такого рода узы суть: самоотвержение, покорение //разума в послушание Христово// (ср.: [[new:2kor:10:05|2Кор.10,5]]), отложение ветхого человека и облечение в нового, любовь от чистого сердца, //совести благия и веры непорочныя// (ср.: [[new:1tim:01:05|1Тим. 1,5]]). Сюда же принадлежит и страх Божий, коим удерживаются в пределах долга (см.: [[old:iov:30:11|Иов. 30,11]]; [[new:mf:11:29|Мф. 11,29]]). Употребленное здесь еврейское слово происходит от глагола: иасар — наказывать, чем указывается на Божию дисциплину, коею нарушители воли Его удерживаются в своем чине (см.: [[old:ps:106:14|Пс. 106,14]]; [[old:iov:39:05|Иов. 39,5]]; [[old:ier:05:05|Иер. 5,5]]; [[old:ier:02:20|2,20]]; [[old:ier:27:02|27,2]]; [[old:ier:30:08|30,8]]; [[old:naum:01:13|Наум. 1,13]]. Кроме этих мест это слово еще не встречается). Отвергнем презрительно, с отвращением и нетерпением, с силою и напряжением (ср.: [[old:ps:050:13|Пс. 50,13]]; [[old:ekl:03:05|Еккл. 3,5-6]])! //Иго их// (funes densos), туго стягивающее ярмо из вервей, то есть строгие правила веры и жизни, коими вяжут нашу совесть (religio от ligare— вязать). Врагам Христовым кажется несовместимым с высоким их о себе мнением позволить вязать себя такому учению, которое разуму представляется безумием, а плоти тяжелым и несносным игом; хотят свободы воли и нестесненности поведения. //Не хощем, да царствует над нами!// (ср.: [[new:lk:19:14|Лк. 19,14]]). //Отыди — путей Твоих ведети не хощем// (ср.: [[old:iov:21:39|Иов. 21,14]]). (Сличи по Еврейскому тексту: [[old:lev:23:40|Лев. 23,40]]; [[old:neem:08:15|Неем. 8,15]]; [[old:iez:20:28|Иез. 20,28]]; [[old:iez:19:11|19,11]]; [[old:iez:31:03|31,3]], [[old:iez:06:14|6,14]]; [[old:ish:28:14|Исх. 28,14]],[[old:ish:28:22|22]]; [[old:ish:39:17|39,15]]; [[old:mih:07:03|Мих. 7,3]]. Также: [[old:is:05:18|Ис. 5,18]]; [[old:ps:128:04|Пс. 128,4]]; [[old:iov:39:10|Иов. 39,10]]; [[old:iez:03:25|Иез. 3,25]]; [[old:iez:04:08|4,8]]; [[old:sud:15:13|Суд. 15,13-14]]; [[old:sud:16:12|16,12]]; [[old:ish:28:24|Исх. 28,14]], [[old:ish:28:14|14]]; [[old:ish:39:17|39,17-18]]). Из мест сих видно, что сказанным словом (//абот-ей//) означается властвование твердое, всестороннее, обязывающее к повиновению, сильное и тяжелое и для нечестивых нестерпимое; почему они и не хотят ему подчиняться. **Толкование на некоторые псалмы.** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Расторгнем узы Их, и отвержем от нас иго Их** Ибо сказано: //«иже не чтит Сына, не чтит и Отца»// [[new:in:05:23|(Ин.5:23)]]. И не без причины за игом Сына свергают с себя иго Отца. Но мне кажется, что Пресвятый Дух уверовавшим повелевает сказать это: **«расторгнем узы их»**, т. е. узы нечестивых язычников, и **«отвержем от себя иго их»**, т. е. иго беззаконных Иудеев, восприимем же на себя благое иго Христово; потому что таково Господне слово: //«возмите иго Мое на себе: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть»// [[new:mf:11:29|(Мф.11:29–30)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Расторгнем узы их, и отвержем от нас иго их** Слова эти сказаны или от лица Духа Святаго, заповедующего верующим потомкам отстать от идолопоклонства язычников и от нечестия иудеев, //расторгнув узы// рабства первых, коими они связывались, и //свергнув с себя иго// последних, коим они под законом тяготились, как бременем невыносимым и убивающим, а в замен того воспринять на себя иго и бремя Христово //благое и легкое//, тяжесть закона и самые узы рабства любовию растворяющее и животворящее [[new:mf:11:30|(Мф. 11, 30]]; [[new:1in:05:03|1 Иоан. 5, 3)]]. Или же сказаны они (что вернее с самым контекстом речи) от лица тех, которые, возмутившись и словом и делом, распяли Христа на кресте, свергли с себя иго повиновения Сыну и порвали узы всякого подчинения Отцу, с коими связаны они были по самому закону природы. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.** Пророк показывает причину, чего ради царие и князи с языки и людьми возстали на Христа, а именно, чтоб не быть принужденными покориться закону Его, который противен чувствам плоти и человеческому мудрованию. Таким образом, слова сии глаголются от лица царей и князей нечестивых, аки бы сказал Пророк: //предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его,// глаголюще между собою: //расторгнем узы их//, то есть, не попустим подвергнуть себя законам Мессии, глаголемаго Христа, ниже покоримся Господу, пославшему Его. Здесь заметить должно, что слова, в стихе сем положенныя, все суть преносныя. Они показывают свойство закона, каков он есть по мнению людей нечестивых. Ибо закон Господень для нечестивых есть иго претяжкое, и узы неудобь носимыя, тогда как тот же закон для людей благочестивых слаждше паче меда и сота, и вожделеннее паче злата и каменя честна многа, как сказано в [[old:ps:018:11|Пс. 18:11]]. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их** См. Толкование на [[old:ps:002:01#ep_irinej_orda|Пс. 2:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их** "Расторгнуть узы" и "свергнуть оковы" выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян [[old:2ts:10:06|(2 Цар X:6-13)]], которые возбудили против Давида и сирийцев [[old:2ts:10:06|(X:6-7)]], ранее уже покоренных Давидом [[old:2ts:08:05|(2 Цар VIII:5-6)]]. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их** По переводу с еврейского стих сей читается так: «**Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их**». Эти слова псалмопевец пророк влагает в уста врагов Христовых и тем как бы от лица их самих объясняет причину, почему цари и князи с народами и людьми восстали против Христа. Возвещенный Господом Иисусом новозаветный нравственный закон Его – закон «духовной жизни» [[new:rim:07:14|(Рим. 7:14]]; [[new:mf:05:21|Мф. 5:21–22)]] – противен греховной природе человека, погрязшего в чувственных страстях, и идет совершенно в разрезе с мудрованиями плоти, и таким характером своим этот новый закон духовный, //не тяжкий// [[new:1in:05:03|(1 Ин. 5:3)]] для праведных и благочестивых, а напротив, освобождающий их от рабства греху и дьяволу [[new:rim:08:02|(Рим. 8:2)]], является тяжким для нечестивых царей, князей и народов, является для них таким законом, который как бы возлагал на них узы и тяжелые оковы. И вот, начиная восстание против Господа Бога и Христа Его, эти цари и князи собираются как бы на общее совещание и во всеуслышание объявляют: «**Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их**». Но зачем забывают нечестивые, как они, при всем их могуществе, бессильны и ничтожны пред величием и всемогуществом Творца мира и Судии всех Бога?! //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]