[<10>] ====== Толкования на Пс. 2:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя** **Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты** и проч., то есть, естество Отчее подтверждает, что Я Сын. Не повелением произведено это, но самая сущность показывает, что Я — //образ ипостаси// Отчей [[new:evr:01:03|(Евр. 1, 3)]]. Весьма кстати присовокуплено **«ecи»** в означение предвечного рождения; потому что Сын был всегда. Но присовокуплено также: **днесь родих Тя**, чтобы показать и рождение по плоти; потому что слово **«днесь»** указывает на время и употреблено в означение временного рождения. Следовательно, о человеческом рождении разумеются и последующие слова: **родих Тя**. Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единородного Христа. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Возвещали повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя** См. Толкование на [[new:mf:01:01#svt_kirill_ierusalimskij|Мф. 1:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Возвещали повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя** //Возвещаяй.// В Еврейском: возвещу. Здесь вдруг вводится новое говорящее лицо, именно Тот Самый Царь, о Коем только что поминал Отец Небесный. Такого рода перемены лиц говорящих нередки в песнях поэтических. (Смысл употребленного слова (сафар) можно выводить из снесения (сравнения) следующих мест: [[old:ps:047:13|Пс. 47,13]]; [[old:sud:07:13|Суд. 7,13]]; [[old:gen:40:08|Быт. 40,8]]; [[old:gen:41:12|41,12]]; [[old:4ts:08:04|4 Цар. 8,4-5]]; [[old:ish:18:08|Исх. 18,8]]; [[old:ps:009:02|Пс. 9,2]],[[old:ps:009:15|15]]; [[old:ps:021:23|21,23]]; [[old:ps:043:02|43,2]]; [[old:ps:072:28|72,28]]; [[old:ps:025:07|25,7]]; [[old:ps:065:16|65,16]]; [[old:ps:074:02|74,2]]; [[old:ps:077:03|77,3-4]]; [[old:ps:095:03|95,3]]; [[old:ps:101:22|101,22]]; [[old:ps:117:17|117,17]]; [[old:ps:144:06|144,6]]; [[old:ish:09:16|Исх. 9,16]]; [[old:1par:16:24|1 Пар. 16,24]]). Отсюда следует, что Мессия берет на Себя поведание, возвещение, проповедь открытую, верную, неутомимую, славную для Отца Его и спасительную для рода человеческого, которую потом и исполнил как Сам Своими устами, так и устами Апостолов и других служителей новозаветного слова (см.: [[new:rim:15:08|Рим. 15,8]]; [[old:is:61:01|Ис. 61,1]]; [[new:lk:04:18|Лк. 4,18]]). Это одна из сторон Его искупительного дела, пророческое служение, которое может быть совершаемо только речью, или словом. //Повеление.// Это выражение обнимает все евангельское учение о благоволении Божием к нам во Христе, о коем Христос возвещал Сам с такою точностью, что ничего не позволял Себе говорить иного, как то, что повелел Ему Отец (см.: [[new:in:14:31|Ин. 14,31]]; [[new:in:12:49|12,49]]; [[new:in:05:30|5,30]]; [[new:in:06:40|6,40]]; [[new:in:08:28|8,28]]; [[new:in:18:37|18,37]]; [[new:lk:04:18|Лк. 4,18]], [[new:lk:04:43|43]]). Как пред сим в стихе 6 говорил Иегова, так теперь продолжает говорить Мессия (наряду с Иеговою поставленный в стихе [[old:ps:002:02|2]]) о решении и постановлении сего Иеговы, или Отца Своего, по коему Ему благоугодно было, чтоб вечное Слово Его, или Единородный Сын, родившись некогда от семени Давидова или воплотившись, стал Искупителем рода человеческого, Спасителем и Царем. //Господь рече ко Мне.// Смысл: как Отец объявил про Свою волю о поставлении над Сионом Царя и о последующем утверждении Царства (стих [[old:ps:002:06|6]]), так и Я, Мессия, равно возвещу основы сего Царства, именно несмотря на то, что Я; сын Давида по плоти, существенно есмь предвечный Сын Божий, Коего Отец исповедует вечно рождаемым, Который, ипостасно соединяясь во времени с человечеством от семени Давидова, стал Царем нового Царства, Коему предназначены в наследие все языки. Нет нужды исследовать, когда и где изрекает сие Отец: ибо, будем ли мы смотреть на сие с точки определения о сем прежде всякого времени или с точки исполнения определения во времени, всегда слышишь ты Отца, изрекающего о Мессии, что Он Сын Его есть Единородный и существенный. Так было возвещено при Благовещении (см.: [[new:lk:01:32|Лк. 1,32]]), при Крещении (см.: [[new:mf:03:17|Мф. 3,17]]) и при Преображении (см.: [[new:mf:17:05|Мф. 17,5]]). Так Сам Отец всем указывает на Сына и Сын не имеет нужды славиться Сам (см.: [[new:in:05:23|Ин. 5,23]]; ср.: [[old:ps:109:01|Пс. 109,1]]). //Сын Мой еси Ты.// Здесь речь не о сыне усыновленном или о лице каком, Богу особенно возлюбленном, каковы Ангелы (см.: [[old:iov:01:06|Иов. 1,6]]) или главы народа (см.: [[old:ps:081:06|Пс. 81,6]]), но о Сыне Единородном (см.: [[new:in:01:14|Ин. 1,14]]; [[new:in:03:16|3,16]], [[new:in:03:18|18]]),— собственном или существенном (см.: [[new:rim:08:32|Рим. 8,32]]), Сыне истинном (см.: [[new:in:05:20|Ин. 5,20]]) и возлюбленном (см.: [[new:mf:03:17|Мф. 3,17]]; [[new:mf:17:05|17,5]]; [[new:2pet:01:17|2 Пет. 1,17]]), Каковым Он не может быть иначе, как чрез вечное и существенное рождение (см.: [[new:evr:01:05|Евр. 1,5]]), вследствие коего у Родителя и Рождаемого пребывает одна и та же природа; почему Сын Сей именуется Сущим в лоне Отчем (см.:[[new:in:01:01|Ин. 1,1-2]]). Он есть у Бога и есть Бог (см.: [[new:in:01:01|Ин. 1,18]]). //Аз//, то есть Иегова, Отец, о Коем намекается и в Притчах (см.: [[old:pr:30:04|Притч. 30,4]]). //Днесь//, то есть в неподвижно-сущей вечности, не имеющей ни прошедшего, ни будущего, или прежде сложения мира (см.: [[new:in:17:05|Ин. 17,5]]; [[old:pr:08:21|Притч. 8,21-24]]; [[old:mih:05:02|Мих. 5,2]]). У Бога тысяча лет, как //день вчерашний и стража нощная// (см.: [[old:ps:089:05|Пс. 89,5]]; [[new:2pet:03:08|2 Пет. 3,8]]). Днесь не означает какого-либо определенного момента времени, ибо исходы Сына из начала от дней века (см.: [[old:mih:05:02|Мих. 5,2]]; [[new:mf:02:05|Мф. 2,5—6]]). Словом: днесь — выражается вечность. Но чтобы рождение не было сочтено несовершенным, Он употребил слово: родил. Припомним слова Господа: //прежде нежели Авраам не бысть, Аз есмь// (ср.: [[new:in:08:58|Ин. 8,58]]). //Родих Тя//, то есть причастником одного и того же Божественного естества Тебя делаю и содержу неизреченным образом, не разделяясь. Почему Господь говорит: Отец во Мне и Я во Отце (см.: [[new:in:14:10|Ин. 14,10]]). Потому же Сын именуется сиянием славы и образом ипостаси Бога (см.: [[new:evr:01:03|Евр. 1,3]]), образом Бога невидимого, //перворожденным всея твари// (ср.: [[new:kol:01:15|Кол. 1,15]]). Рождение не есть нечто идеальное, созерцаемое, но действительное, существенное. **Толкование на некоторые псалмы.** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя** **«Возвещаяй повеление Господне».** Потому что царствует не над горою только Сионом, но над видимым и невидимым, и над всею тварию. На горе же Сионе и в Иудее приходящим к Нему предложил Божественное Свое учение, и приявшие сие учение, повинуясь Божественным Его повелениям, потоки онаго излияли в целую вселенную. Ибо сказано: //«шедше научите вся языки»// [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19)]]. Сие же: //«Аз поставлен есмь Царь от Него»//, говорит по человечеству; ибо как Бог, Он имеет царство по самой природе; а как человек, приемлет помазание на царство. А что, как Бог, имеет Он безначальную державу, сему научает тот же самый Пророк, говоря: //«престол Твой Боже в век века, жезл правости, жезл царствия Твоего»// [[old:ps:044:07|(Пс. 44:7)]]. Блаженный Павел говорит, что псалом сей изречен о Сыне [[new:evr:01:08|(Евр. 1:8)]]. Впрочем, как Бог, имеет Он царство, а как человек, приемлет оное. Подобно сему, именуясь Вышним, как Бог, вознесен Он, как человек. И Давид, провозглашая Божественную высоту, говорит: //«и да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един вышний по всей земли»// [[old:ps:082:19|(Пс.82:19)]]. И Захария говорит Иоанну: //«и ты отроча, Пророк Вышняго наречешися»// [[new:lk:01:76|(Лк.1:76)]]. О высоте же по человечеству учит блаженный Павел, говоря: //«темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имени»// [[new:fil:02:09|(Флп.2:9)]]. И имя: //«Сын единородный»// прежде веков имел Бог-Слово как сродное Ему по существу, однако же, имея, как Бог, наименование Сына, приемлет оное и как человек. Посему и в настоящем псалме Пророк присовокупил, говоря: //«Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя»//. Изречение сие всякий верующий учению Божественнаго Духа да не относит к божеству Владыки Христа; потому что об оном, как слышим, Бог всяческих вещает чрез Давида: //«из чрева прежде денницы родих Тя»// [[old:ps:102:03|(Пс.102:3)]]. Посему, как человек, приемлет и сказанное выше, как человек, слышит и присовокупляемое: ===== Евфимий Зигабен ===== **возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя** **Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты: Аз днесь родих Тя** Под этими словами разумеется здесь и предвечное рождение Бога—Сына от Бога—Отца и божественное домостроительство о воплощении Его во времени. Словом //днесь// выражается как бы грань между вечностию и временем, когда предвечный Сын Божий соделался Богочеловеком, //предуведенный прежде сложения мира, явившийся же в последние времена, егда прииде кончина лета// [[new:1pet:01:20|(Пет. 1,20]]; [[new:gal:04:04|Гал. 4,4)]]; а словом //родих// обозначается самое исполнение домостроительства о воплощении Его. Ибо Бог Отец называется Творцом и Зиждителем всего. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя:** На сем основании дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли: понеже есмь истинный и соестественный Сын Божий, родившийся от Отца прежде век. Отсюду явствует, что пророк глаголет здесь о предвечном рождении Божия Сына от Отца, чему и Апостол Павел, согласуя, в послании к Евреем тако глаголет: //толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя. Кому бо рече когда от Ангел: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя?// ([[new:evr:01:04|Евр. 1:4–5]]). Сие Апостольское место нельзя разуметь о рождении Сына Божия по плоти, или о рождении временном. Ибо, по рождению временному, и Ангели суть сынове Божии, как явствует из 1, 2 и 3 главы Иова; но Апостол тщится доказать, что Христос есть Сын по существу, а Ангели служители по творению. Итак, приведенныя Апостолом слова из Псалма сего должно непременно разуметь о предвечном рождении Божия Сына. Сему толкованию согласует и оное речение: //днесь,// которое означает вечность, заключающую в себе прошедшее, настоящее и будущее время, – неделимое, непреходящее, но вечно пребывающее. И хотя кажется то странно, чтобы от отца без матере родиться: однако Бог, имея непостижимую силу, мог родить Сына неизреченным образом. Сие‐то предвидя, и пророк Исаия возопил: //род же Его кто исповесть// ([[old:is:53:08|Ис. 53:8]])? //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 7-9 **возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли: упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я** Определение это объявляет Мессию Сыном Божиим (**Сын Мой еси Ты**), обещает Ему, как отеческое наследство, господство над всеми народами земли и власть наказывать (**упасеши жезлом железным**) и истреблять (**сокрушиши**) эти народы, если они будут упорствовать. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя** См. Толкование на [[old:ps:002:06#lopuxin_ap|Пс. 2:6]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя** См. Толкование на [[old:ps:002:06#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 2:6]] [<10>]