[<10>] ====== Толкования на Пс. 2:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И ныне царие разумейте: накажитеся вси судящии земли** **И ныне царие разумейте**, то есть, размыслите и обратитесь к покаянью. **Накажитеся вси судящии земли**. Словом **«накажитеся»** выражает преспеяние, а словами: //nриимиme наказание// — совершенство. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли** Что означают слова, которые поет Давид: **«И ныне, цари, уразумейте, научитесь, все судьи земли. Служите Господу со страхом»**, и прочее. Ответ. 1) В этом псалме содержится пророчество о Христе Сыне Божием, то есть говорится, что Он должен прийти в мир и воцариться над Церковью и над всем светом, и о сопротивлении и восстании против Него иудеев, царей, князей и всех народов, суетном и тщетном. Так думают об этом учителя церковные, и стихи, в псалме содержащиеся, то же показывают, и апостолы святые приводят этот псалом в Деянии в том же смысле [[new:act:04:23|(Деян. 4:23-28)]]. Но //«трудно идти против рожна»//. Что Бог постановил и определил в святом Своем совете, то так и бывает на деле. Ибо воле Его кто противиться может? //«Господь разрушает советы народов, отметает замыслы людей, и отметает советы князей; совет же Господень во век пребывает; помышления сердца Его в род и род»// [[old:ps:032:10|(Пс. 32:10-11)]]. Поэтому Дух Святой через святого Давида увещевает: **«И ныне, цари, уразумейте»**, и прочее. 2) **«Цари»** здесь понимаются не только в своем лице, но и с подчиненными своими людьми. 3) Увещевает их Дух Святой, чтобы они очувствовались и осмотрелись, Кому они противятся и против Кого восстают. Ибо безумно Тому противиться, власти, повелению и воле Которого все повинуются, совет и определение Которого неизменны. Поэтому следует или покориться Ему и покаяться, или не покориться и погибнуть вовеки. 4) Бог, будучи щедрым и милостивым, долготерпеливым и многомилостивым, //«не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и жив был»// [[old:iez:18:32|(Иез. 18:32)]]. Поэтому отечески увещевает грешников, чтобы обратились, покаялись, покорились воле Его спасительной, и исправили бы себя, и так бы спасение, которое Он им послал через Единородного Сына Своего, благодарно и радостно приняли и облобызали. **«И ныне, цари, уразумейте, научитесь, все судьи земли»**. 5) Хочет, чтобы они уразумели и научились ныне, пока время не ушло, пока есть время благодати, и Бог на покаяние зовет, и кающихся принимает и милует, и прощение подает. //«Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения»// [[new:2kor:06:02|(2 Кор. 6:2)]]. //«Се ныне»// означает настоящее время, пока в жизни этой находимся. //«Ныне»// время каяться, молиться, просить, и искать, и стучаться в двери милосердия Божия. Будет время и день суда, истязания, испытания, когда замыслы, начинания, слова и дела будут судиться. Тогда покаяние, слезы, воздыхания, моления и прошения ничем не помогут. **«И ныне, цари, уразумейте, научитесь, все судьи земли»**. Уразумейте и прочие люди. //«Уразумейте же это все забывающие Бога, дабы Он не восхитил (вас), и (тогда) никто не избавит»// [[old:ps:049:22|(Пс. 49:22)]]. **//Размышления и замечания из текстов. Размышление 3.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 10-12 **И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиися нань** В последних стихах пророческий взор Давида возвращается к земле. Пророк обращается к мятежным с увещанием, чтобы они образумились, обуздали себя, с благоговением подчинились Господу, и приветствовали (//радуйтеся!//) Его, как Господа, в Лице Его Помазанника. Пророк приглашает поспешить исправлением своей жизни. Русский перевод еврейского слова: //нашекувар//: почтите Сына,— едва ли можно считать верным. Во всех почти древних переводах, согласно с переводом LXX: //приимите наказание.// В заключение — угроза праведным гневом Божиим всем противящимся Богу и обетование блаженства всем, уповающим на Царя-Мессию. ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И ныне царие разумейте: накажитеся вси судящии земли** **И ныне царие разумейте: накажитеся вси судящии земли**, потому что над всеми нами царем Тот, о Ком древле думали, что обладает Он только Иудеями. ===== Евфимий Зигабен ===== **И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящие земли** Выражение ныне имеет здесь значение заключительной частицы, как бы так сказано было: и так вы, могущественные цари римлян и прочих народов, и вы судьи всей земли, судящие живущих на земле людей, наученные опытом, каким бедствиям подверглись те, которые безрассудно отвергли Христа, и ведая то, что Он вас избрал себе в наследие,—все вы, говорю, образумьтесь, отвергнув прежнее свое безумие, и умудритесь во спасение, руководствуясь и опытом и Божественными Писаниями. А в лице главных представителей, к которым обращается пророк, разумеет он под ними и всех им подчиненных. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли.** Пророк увещевает здесь царей земных, от которых зависят народы, дабы раболепно покорялися Ему, яко истинному и верховному всех Царю, понеже тщетно сопротивляться будут. И как от нездраваго разума родится злое расположение сердца, то, во-первых, увещевает их, дабы исправили разум, познали истину и восприяли наказание или просвещение. Впрочем, одно и то же есть:// разумейте, царие// и: //накажитеся вси судящии земли:// ибо цари суть верховные судии народов. Потом увещевает, дабы исправили злое расположение сердца, и вместо ненависти ко Христу начали служить Ему, любить и почитать Его. Сего ради присовокупляет: //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 10-12 **И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его: блажени вси надеющиися нань** Поелику же так и случилось, то пусть возмутители не надеются на победу, – обращается к ним псалмопевец, в особенности к предводителям их (**царие**), и увещевает их показать свое благоразумие (**разумейте**), совершенствоваться, с благоговением подчиняться (**работайте**) своему Господу, Мессии и оказывать Ему почтение (**радуйтеся** – восклицайте радостно, – радостное восклицание – символ почтения [[old:chis:23:21|(Числ. 23:21)]]). С радостною скоростию они должны взяться за учение и наставление, чтобы Мессия не разгневался на них и чтобы скоро не погибнуть им и не потерять правого пути (с евр. «чтобы вам не погибнуть в пути» **вашем**), когда гнев Его возгорится для решительного наказания. В заключение псалмопевец прославляет блаженными всех, с доверием и надеждою предающихся Царю – Богу, Мессии. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-12 **И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиися нань** //Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной гибели от Господа//. Враги Давида //"судьи земли"// - высшие сановники, можно разуметь и царей, которым принадлежала и судебная власть, должны опомниться ("вразумитесь и научитесь"), что им нужно не бороться против Бога, но с благоговением работать пред Ним, т. е. служить Ему, и за получаемые от Него милости радоваться пред ним с благоговейным //"трепетом"//, со смирением, а не с гордым сознанием своих заслуг и своей силы. Продолжающееся же сопротивление их Богу вызовет Его гнев и их гибель. Мы указали связь мыслей в этом псалме и его содержание в применении к обстоятельствам происхождения и поводам его написания. Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени. Напр., 1) в [[old:ps:002:01|1]] ст. изображается восстание на помазанника всех народов земли, какового всенародного восстания на Давида не было. 2) рождение Богом Давида //"ныне"// ([[old:ps:002:07|7]] ст.) буквально, конечно, не может быть понимаемо. 3) в [[old:ps:002:09|9-10]] ст. предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нем не исполнилось. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя уложить в исторические рамки Давидова времени и личности Давида. Мы уже указывали, что Давиду было дано обетование о происхождении от него Потомка, власть которого будет несокрушимой, вечной. Таким же Потомком был обетованный Мессия, и слова [[old:ps:002:07|7]] ст. по кн. [[new:act:13:38|Деян XIII:38]] и по посл. к [[new:evr:01:05|Евр I:5]]; [[new:evr:05:05|V:5]] относятся к воплощению Сына Божия. Первые же два стиха в кн. [[new:act:04:27|Деян IV:27-28]] по объяснению апостолов прилагаются к изображению восстания на Христа как представителей власти евр. народа, так и римской, в лице Пилата; тогда же римская монархия была мировой; и восстание на Христа римлян было восстанием всего тогдашнего мира. Таким образом исторические обстоятельства, давшие повод к написанию псалма, послужили и поводом к изображению Давидом будущих мессианских времен, а потому этот псалом - пророчески-мессианский. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 10–11 **И ныне, царие, разумейте, накажитеся, вси судящий земли. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом** Итак, вразумитесь и научитесь, цари и все судьи земные, что напрасны, тщетны все ваши усилия противоборствовать Христу, Сыну Божию, Который есть Царь всего мира; вразумитесь и поймите, что вы не можете ниспровергнуть Его Божественного закона, который так противен вам; размыслите и обратитесь к Нему с раскаянием. Он есть Господь Бог, Всемогущий Владыка; уверуйте в Него и служите Ему со страхом и благоговением, приличным Ему как Верховному Существу. Когда уверуете в Него и раскаетесь в своей вражде к Нему, тогда будете служить Ему с любовью и сыновним страхом, боясь оскорбить Господа, Отца Небесного и Благодетеля вашего. А такое служение Ему доставит вам радость и успокоение. «**Работайте Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом**». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]