[<10>] ====== Толкования на Пс. 3:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя** **Господи, что ся умножиша стужающии ми?** Речение **«что»** употреблено вместо //«весьма»//. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя** Он убегал от сына не потому, чтобы боялся, но потому, что опасался убить его; он сам щадил его, как сына, но бывшие с ним не пощадили бы его, как возмутителя. Вот почему Давид, будучи гоним сыном и по­носим за него Семеем [[old:2ts:16:start|(2 Цар. 16)]], сам великодушно пере­носил все; но так как многие соблазнялись о нем, особенно возмутившиеся вместе с Авессаломом восстали против него, как бы оставленного Провидением, и говорили: ныне Давид оставлен, совершенно лишен всякой помощи; ныне Бог отсту­пил от него, как некогда от Саула; как тогда Он отсту­пил от Саула и был с Давидом, так ныне отступил от Давида и обратился к Авессалому; восстанем и нападем на него; нет для него спасения в Боге, – так как они говорили такие речи, то Давид, скорбя более об этом, нежели о дерз­ких поступках сына, вопрошает Бога: **"Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня"?** Я осажден искушениями, окружен пото­ками зол, на меня сошел дождь бедствий, пришли реки вра­гов, подули ветры злых духов, и напали на дом мой, стараясь отлучить от Тебя душу мою; но, утвержденный на камне веры, я не падаю, а припадаю, чтобы узнать: **"Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня"?** Тот, который от меня, против меня, но Ты – со мною. Против меня ведет войну моя утроба, мой народ следует за Авессаломом, мое войско вооружается против меня, мои овцы сделались волками, агнцы – львами, ягнята – бешеными собаками, и овны – бодливыми волами; но я скорблю не о себе, а оплакиваю их погибель. **//Беседы на псалмы. На псалом 3.//** ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== Ст. 2-3 **Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его** Всякой богобоязненной душе два великие предлежат подвига: первый – чтобы получить благодать Святого Духа, потому что и возможности нет вступить кому-либо на путь спасения и тем паче шествовать по нему, если не получит он наперед таинственной благодати Всесвятого Духа; второй, более тяжкий, – чтоб не лишиться сей благодати, получаемой со многими потами и трудами. Это лишение благодати случается по следующей причине. После того, как благодать Божия долгое уже время пребывает в душе, сшествуя ей путем спасения, поднимается против нее сильная и тягчайшая брань, подобная той, какую изображает пророк Давид, взывая к Богу: **Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя**, //мнози глаголют души моей: несть спасения тебе в Бозе твоем// [[old:ps:003:02|(Пс. 3:2–3)]], то есть что спасение твое совершается не силою Бога твоего, но твоею мудростию и твоею собственною силою. Если согласится душа на такое внушение, благодать отходит от нее. Но если она, отвергнув такое внушение, начнет с Давидом взывать к Богу: Ты, Господи, заступник мой и помощник, Ты – слава моя, и возносяй главу мою, Ты Божественною благодатию Твоею совершаешь во мне спасение мое, а не я, – благодать Божия пребудет с нею. И этот-то второй подвиг, после первого, в коем получается благодать Святого Духа, великий подвиг, чтоб не лишиться Божией благодати, полученной уже, предлежит душе до последнего нашего издыхания. //**Слова. Слово 4.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 2-3 **Господи, что ся умножиша стужающии Ми? Мнози возстают на мя: Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его** Отвсюду нападает на меня много и всяких врагов. Но более огорчают меня насмехающиеся, и утверждающие, что лишен я Твоего промышления. А я знаю, что не потерпишь оставить в небрежении и меня, тяжко согрешившаго. Напротив того, соделавшагося ныне по причине греха униженным вознесешь и покажешь победителем врагов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя** **Господи, что ся умножиша стужающии ми** Тяжело скорбя, что подвергся такому злоумышлению со стороны своих домашних и друзей, и устремляя мысли к единому Богу, пророк спрашивает: из-за чего с каждым днем все более и более увеличивается число его врагов (их именно назвал он стужающими), которые целыми толпами присоединяются к отцеубийце Авессалому,—какая тому причина, когда сам он (т.е. пророк) не причинил ни одному из них никакой обиды? Этими словами намекается также и на злоумышления демонов против нас. **Мнози востают на мя** Это сказано для пояснения—выражения: //умножишася.// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя,** Давид, моляся к Богу, жалуется на множество гонителей своих. Ибо весь почти Израильский народ, отложася от него, прилепился ко Авессалому, как повествуется во второй книге Царств, в главе 15. Имя Авессалома означает, с Еврейскаго, мир отчий. Отец любил своего сына, но сей брань произвел противу отца: что сбылось как на Давиде, так и на Христе. Давид плакал о смерти сына; плакал и Христос о распинателях. Ахитофел, искренний друг и советник Давидов, изменил ему, и после сам удавился. Тако Иуда, един от учеников Христовых, предал Учителя и, наконец, сам удавился. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 2-3 **Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его** Обратив слезный взор к небу (**Господи**), он высказывает свое удивление множеству своих врагов; весь Израиль был [[old:2ts:15:13|(2 Цар. 15:13)]] на стороне Авессалома; дело последнего считали (**мнози**) правым и громко высказывали убеждение, что Бог на этот раз не поможет Давиду. Но Давид и теперь надеется на Господа, что Он спасет его честь и выведет победителем из настоящего угнетенного его положения [[old:ps:003:04|(ст. 4)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его** //В первой части псалма Давид говорит о степени опасности для него от множества врагов.// //"Как умножились враги мои!"//, выражение страха Давида пред возраставшим количеством его врагов. - //"Говорят душе моей"// - говорят о моей жизни, судьбе, сомневаются в возможности спасения для Давида, ввиду видимой его беззащитности и безвыходности положения. //**Толковая Библия.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя** Пораженный страшною скорбью, Давид во время восстания на него Авессалома взывал ко Господу: **Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя** По переводу с еврейского: «//Господи! как много у меня врагов!//» или: «//Как умножились враги мои!//» Во Второй книге Царств повествуется, что с Авессаломом против Давида восстали очень многие, потому что Авессалом лестью и обманом «//приусвои сердца сынов Израилевых//», т.е. вкрался в сердца их [[old:2ts:15:06|(2 Цар. 15:6]],[[old:2ts:15:12|12)]]. В смятении Давид говорил рабам своим: «//Востаните, и бежим, яко несть нам спасения от лица Авессаломля//» [[old:2ts:15:14|(2 Цар. 15:14)]]. «**Мнози восстают на мя**». Весь почти израильский народ, отложась от Давида, законного царя своего, пристал к Авессалому, решившемуся низвергнуть Давида и взойти на престол израильского царства. Посему в молитве к Богу Давид жалуется на множество врагов своих. Пророк Давид в этом случае предызобразил собою уничиженное состояние на земле Господа Иисуса Христа, Которого также окружало множество врагов. Давид любил сына своего Авессалома и просил военачальников своих сохранить жизнь его в случае поражения его войска, и горько потом плакал он о сыне своем, когда узнал о смерти его. Так и Иисус Христос плакал о погибели врагов Своих и молился за них. Ахитофел, искренний друг и советник Давида, изменил ему, предался на сторону Авессалома и потом сам удавился. Так Иуда, один из близких учеников Христа, предал Его и после того сам удавился. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]