[<10>] ====== Толкования на Пс. 3:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси** **Яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе**. Порази, сокруши, или поразишь. Молит Бога о скорейшем возстании или отмщении врагам. **Всуе** имеет врагов, кто не подает повода к ненависти. Зубами же грешников называет или крепость согрешающих против него, или злословие их и хулы. Или зубы грешников суть неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся; потому что помыслами как зубами пользуясь, противники нередко приближаются к нам, чтобы поядать плоти наши, то есть, порождаемое плотию. Ибо //явлена суть дела плотская//, говорит божественный Апостол [[new:gal:05:19|(Гал. 5, 19)]]. Говорит же Псалмопевец о зубах в переносном смысле, взяв образ с зверей, у которых крепость состоит наипаче в зубах, так что по сокрушении зубов делаются они неопасными. Ибо и убийцы и кровопийцы хуже самых кровожадных зверей, или им уподобляются. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси** См. Толкование на [[old:ps:003:07#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 3:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси** **Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой** Представляя долготерпение Божие как бы некоторым сном, пророк говорит: **воскресни**, вместо того, чтобы сказать: подвигнись на врагов. Или быть может пророк предсказывает в этом месте воскресение Спасителя из мертвых, призывая его ко спасению людей, коих пророк изображает здесь в своем лице (спаси мя). **яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе** Предвидя наперед пророческими очами погибель своих врагов, пророк уже воздает благодарность Богу и исповедует дарованную Им милость. **зубы грешников сокрушил еси** Под **зубами** очевидно разумеется сила; выражение это метафорически заимствовано от зверей, у которых сила именно сосредоточивается в зубах. **Грешниками** же пророк называет всех врагов своих, которые очевидно погрешали, потому что вели войну против него напрасно, по одной только злобе. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси.** Божественным, глаголет, наслаждаяся промыслом, не убоюся врагов, хотя бы они в безчисленном множестве напали на меня. Но и паки просит Бога, да востанет и да спасет от них, аще паки вооружатся. Бог нарицается здесь воскресающим, не в простом, но в переносном смысле. Он воскресает, когда приходит на помощь нам, и, напротив, нарицается спящим, когда не приходит, или не являет помощи Своея. Воскресни, глаголет на ином месте: //вскую спиши, Господи//? Впрочем, прилично соединил Пророк глаголы: //востах// и //воскресни//: аки бы рекл: аз, возбужден быв вдохновением твоим, востах на молитву, и Ты убо, возбужден быв молитвою моею, востани, и ополчися за мя. Вместо //всуе//, в Еврейском тексте читается: //в челюсти//. Но разность слов не делает разность в смысле. По нашему тексту, Давид просит Бога, дабы Он ополчился, и поразил врагов, представляя причину, что Он и прежде сие творил, поражая всех враждующих на него всуе, сиречь, без всякия вины. По Еврейскому же тексту, означает, что Он не токмо поражал их, но и зело посрамлял. Ибо ударение в челюсть не токмо болезнь причиняет, но и делает посрамление человеку. Чрез сокрушение зубов разумеет то же наказание, но с вящшими и чувствительнейшими ударами соединенное, и употребляет сии выражения для того, дабы показать, что враги праведных людей, по сокрушении челюстей и зубов, вредить им не могут, подобно псам, которые лишены будучи зубов, только что лают, а укусить не могут. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси** К Иегове он еще раз взывает о помощи; конечно, Он сделает возмутившихся (сравнивает их с дикими зверями) безвредными, и таким образом доставит ему спасение. У хищных зверей выбивали зубы, чтобы сделать их безвредными; ср. [[old:iov:16:11|Иов. 16:11]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех твоих благословение твое** "**Восстань**". Давид молит Бога не только о своем спасении, но и о каре врагам; "**зубы**" у животных – их сила; зубы врагов – вся сила врагов. Давид уверен в неизбежной каре врагов, которых он видит как бы уже наказанными, за праведников же он молит о милости пред Богом. Этот псалом – первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени. Последняя же своим назначением имеет – воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающем дне, с чем в согласии стоит этот псалом (//"ложусь я, сплю и встаю..."// "**Восстань, Господи! спаси меня**..."). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси** Слово «**воскресни**» употреблено здесь не в прямом смысле воскресения из мертвых, а в переносном. Господь называется воскресающим, или восстающим от сна, когда приходит нам на помощь, и, наоборот, называется спящим, когда не приходит или не оказывает Своей помощи. Тот же псалмопевец говорит в другом месте: «//Востани, Вскую спиши, Господи//» [[old:ps:043:24|(Пс.43:24)]]. Под //зубами грешников// разумеется, по изъяснению св. отцов, крепость, или сила согрешающих против Давида, или злословие их и хулы. Поэтому сокрушать зубы грешников – значит лишать их крепости, силы, уничтожать их клеветы. Таким образом, выразив уверенность в Божественном покровительстве и заступлении от врагов, Давид и еще обращается с молитвою к Господу, чтобы Он опять восстал на защиту его и спас его от всех враждующих против него напрасно, безвинно, чтобы поразил и отнял у них силу и возможность вредить ему. «Восстань, – говорит, – Господи, в помощь мою и спаси меня, как и доселе Ты поражал всех враждовавших против меня и, как презренных, сокруши их десницею Твоею». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]