[<10>] ====== Толкования на Пс. 4:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к нему** **И уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего**, — то есть вы, уповавшие на множество, узнайте, сколько чудным явил Господь того, кто уповал на него. **Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.** Здесь одно время взято вместо другого, и вместо: //услышал//, сказано: **услышит**. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 4-6 **И уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к нему. Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся: пожрите жертву правды и уповайте на Господа** Пророк некоторым образом всему человеческому роду взывает, что суетно, чего домогаются люди, и «тяжкосердыми» именует сынов человеческих, которым любезна суетная и несостоятельная ложь; потом, умолкнув, показывает, в чем состоит истина. Ибо говорит: «**уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего**», словом: «преподобный», указывая, думаю, на Господа, как говорит и Моисей: «//праведен и преподобен Господь//» [[old:vtor:32:04|(Втор. 32:4)]]. Потом предложив совет, как можно человеку проходить жизнь в чистоте, и быв судиею и решителем душевных помышлений, когда говорил: «**яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся**», и снова, возвратясь к себе самому, и сам услышал, и слышащим провозгласил уничтожение приношения по закону в жертву животных; ибо имеющему нужду в душевном очищении повелевает не надеяться на заклание бессловесных животных, но познать, какими жертвами благоугождается Бог. Почему говорит: «**пожрите жертву правды, и уповайте на Господа**». //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к нему** **"Знайте же, что Господь сделал дивным преподобного Своего"**. Другой перевод­чик говорит: //но (άλλά) знайте, что сделал дивным.// Видишь ли мудрость пророка? Как он приводит людей к богопознанию? Самым очевидным образом и самым ясным способом, поставляя на вид самого себя. Я, говорит, служи­тель истинного Бога; поэтому от меня познайте Его силу, могу­щество, промышление. Это – немаловажное средство к богопозна­нию. Пророк иногда объясняет это, касаясь созданий, когда го­ворить о промысле Божием и, обращаясь к солнцу, к небу, к земле и воздуху, из порядка в вещах видимых пропо­ведует о Создателе; а иногда раскрывает это, касаясь Его слу­жителей и обстоятельств, случавшихся с ним самим. Так было с Авраамом. //"Мы знаем"//, говорили (ему хеттеи), что //"ты князь Божий посреди нас"// [[old:gen:23:06|(Быт. 23:6)]]. Откуда вы знаете? Из победы, из трофеев, из сражений. Так было и с иудеями. Чудеса, совершавшиеся с ними, привели в страх всю землю, как и блудница иерихонская говорила тогда: //"вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость"// [[old:nav:02:09|(Иис. Нав. 2:9)]]. Итак, один путь (богопознания) – со стороны созданий, а другой и яснейший – со стороны служителей Божиих; и такое учение Бог издревле сеял в каждом поколении. Так египтян научал Он по­средством Авраама, персов посредством его же, измаиль­тян и многих других посредством его потомков, а посред­ством Иакова других, живших в Месопотамии. Видишь ли, как жители всей вселенной научались, если хотели, от свя­тых? И еще прежде их потоп и смещение языков достаточно могли пробуждать души их. В самом деле, чтобы событие со временем не пришло в забвение, самое место получает от него название; именно Вавилон называется так от смешения языков, дабы слушатель, руководствуясь названием, восходил к началу событий и познавал силу Божию. Так и все жители запада научались всему, входя в торговые сношения с егип­тянами. Впрочем, в древние времена и вначале в этой части вселенной было немного народов; большая часть людей и народов обитала в странах восточных. Так и Адам вы­шел оттуда, и потомки Ноя жили там, и после столпотворения жили там же, и по большей части обитатели были на востоке. Бог же воздвигал им учителей в каждом поколении – Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Мелхиседека. Потому и пророк напо­минает живущим порочно события, происходившие со святыми, и говорит: **"Знайте же, что Господь сделал дивным преподобного Своего"**. Что зна­чить: **сделал дивным**? Сделал удивительным, известным, знаменитым, славным того, кто был предан Ему. Таким образом, от служителя Божия и событий, бывших с ним, познайте силу Господа. Не сказал только: даровал блага, но: сделал дивным, выражая, что даровал с великою славою, с совершенною неожиданно­стью. Так было и с Авраамом: Бог не только возвратил ему жену неприкосновенною, но и сделал его знаменитым; да­ровал ему не только то, что он не потерпел ничего неприят­ного, но и то, что он сделался славным в Египте. Одно было с ним за его праведность, т.е. что он не потерпел ничего неприятного, а другое для пользы слышавших, т.е. что он чудным образом и сверх чаяния вышел оттуда [[old:gen:12:start|(Быт. 12)]]. Тоже было с тремя отроками, тоже – с Даниилом во рве льви­ном, тоже – с Ионою во чреве китовом; всегда Бог спасает со славою, но не всех вообще, а **преподобного**. Видишь ли, как пророк, научая богопознанию, вместе с тем преподает наставление к добродетельной жизни, вну­шая, что надобно возлагать надежду спасения не только на благость Божию, но и на доброту собственных дел? **"Господь слышит, когда я призываю Его"**. Сказав, что Господь **"сделал дивным"** (преподобного), он не останавливается на этом, но откры­вает и другой вид благополучия. Какой же? Тот, чтобы иметь Бога постоянно своим поборником, помощником и всегдаш­ним покровителем. Не однажды, говорит, Бог делает это, и не дважды, и не трижды, но всегда, когда мы призываем Его. Смотри и здесь опять, с какою это бывает скоростью. Как выше он говорил: //"когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей"// (ст.2), – так и здесь говорит: **"Господь слышит, когда я призываю Его"**. Почему же, скажешь, многие бывают не услышаны? Потому, что просят бесполезного. В таком случае быть не услышан­ным лучше, чем быть услышанным. Поэтому, будем ли мы услышаны, не станем радоваться этому; будем ли не услы­шаны, станем прославлять Бога и за это. В самом деле, когда мы просим бесполезного и бываем не услышаны, тогда от самого неполучения того, чего просим, мы получаем пользу. А иногда мы просим нерадиво; тогда Бог медлительностью по­даяния научает нас большему усердию в молитве, – и это не­маловажная польза. //"Если вы"//, говорит Господь, //"умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный"//, умеющий давать и знающий, когда давать и что давать [[new:mf:07:11|(Мф. 7:11)]]. И Па­вел просил и не получил, – потому что просил бесполезного [[new:2kor:12:08|(2 Кор. 12:8)]]; и Моисей просил, но Бог не услышал и его [[old:ish:32:32|(Исх. 32:32)]]. Итак не будем отступать, когда мы бываем не услышаны, не станем унывать и ослабевать, но будем про­должать просить с усердием, потому что Бог делает все на пользу. **//Беседы на псалмы. На псалом 4.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего, Господь услышит мя внегда воззвати ми к Нему** Ибо не только избавил меня от постигших бедствий, но соделал чрез победу славным и знаменитым (сие Пророк выразил словом: //«удиви»//), и продолжает непрестанно внимать молитвам моим. Опять слово: //«преподобный»// употребил здесь вместо: неповинный и несделавший никакой обиды нападающим на него, но от них терпящий обиду. Справедливо же неверующих, которые не желают возвести взор к Богу, не хотят усматривать Божественнаго домостроительства, назвал тяжкосердыми, уподобляя их людям, у которых голова отягчена в опьянении парами поднимающимися снизу вверх, и которые принуждены смежать очи, и не могут открыть их. ===== Евфимий Зигабен ===== **Уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего, Господь услышит мя внегда воззвати ми к Нему** **И уведите** (знайте), **яко удиви** (сделал дивным) **Господь преподобного своего** Союз — и, поставленный в начале стиха,— лишний, это есть ничто иное, как особенность еврейского письма, что мы нередко можем встречать, или лучше сказать встретим, если станем следить за этим. Итак познайте говорит пророк, сколь знаменитым, дивным соделал меня Господь, меня, который был посвящен Ему и предан всецело, и в Нем одном полагал свою надежду. Да и как не знаменит в самом деле был пророк, если уничтожил того, который замыслил было уничтожить его самого, и если, будучи обращен сначала в бегство, с ничтожными военными силами одержал потом победу над своим преследователем, имевшим при себе многочисленные войска?! **Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему** Получив столь скорую помощь в настоящий раз и спасенный сверх всякого чаяния от такой серьезной опасности, я узнал, говорит пророк, что Господь милостив ко мне и я вполне уверен, что Он услышит меня и опять, когда я, застигнутый новыми бедствиями, стану взывать к Нему о помощи. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к нему.** Научитеся, глаголет, о человецы, промыслу всесильнаго Владыки из тех обстоятельств, которыя случилися со мною, како призирает на вся, паче же на людей святых и благочестивых, и како подает помощь усердно к Нему прибегающим: и суетные ваши помыслы отложше, познайте, //яко удиви Господь преподобнаго Своего//. Ибо не просто избавил мя от приключившихся бедствий, но и торжественно пред всеми прославил, чрез одержанную над врагами победу. (Сие бо изъявил, сказав: //удиви Господь преподобнаго Своего//). Сего ради уповаю и крепко надеюся, что и впредь Господь продолжит ко мне милость Свою, и услышит мя, егда воззову к Нему. Имя //преподобнаго// употребил здесь вместо невиннаго и ничем никого не обидевшаго. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Сергий Терновский ===== **И уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к нему** ** Удиви Господь преподобного Своего.** По Злат., сделал удивительным, знаменитым, известным. [[old:ps:004:05|Ст. 5]]. //Гневаетесь и не согрешайте//. По Феодор., вы гневаетесь! Это отдельная мысль: негодуете, видя, что восстающие на вас благоденствуют; но не согрешайте, не увеличивайте зла злом, покушаясь уверить и других, будто бы то все происходит без порядка и управления. По Исидору, гневайтесь, но не греховным гневом - не из мщения за мнимые оскорбления, но когда идет дело или о славе Божией, или об исправлении ближнего, или когда должно наказать за обидимых. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к нему** См. Толкование на [[old:ps:004:03#lopuxin_ap|Пс. 4:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему** Тех же сынов века сего, преданных лжи и суете мирской, псалмопевец увещевает, чтобы образумились и познали дивную силу вседействующего Промысла Божия, столь очевидно и столь дивно явленную на преподобном Своем, каковым Давид назвал себя, сказав: **удиви Господь преподобного Своего** (вместо того чтобы сказать: невинного и никого ничем не обидевшего). При этом опять выражает уверенность в том, что Господь услышит его молитву и подаст милость Свою всегда, когда бы он ни обратился к Нему. А на этот раз Господь удивил милость Свою на нем тем, что не только избавил от приключившихся ему бедствий со стороны мятежников, но и торжественно пред всеми прославил чрез одержанную так неожиданно победу над врагами. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]