[<10>] ====== Толкования на Пс. 5:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь** **Погубиши вся глаголющыя лжу.** Делающими беззаконие наименовал тех, которые погрешают в образе жизни; и они ненавистны Богу. А отпадших от истины и иномыслящих назвал глаголющими лжу; и их погубит Бог. Примечай различие речений: //возненавидел еси// и **погубиши**, — во-первых в том, что в речении **«погубиши»** выражается более худого, нежели в речении //«возненавидел еси»//, и во-вторых в том, что один глагол поставлен в прошедшем, а другой в будущем времени. Под глаголющими лжу разумеет и тех, которые идолов и самих демонов именуют богами, и которые в идолах произносят лживые и неясные ответы и прорицания. **Мужа кровей и льстива гнушается Господь**. Ибо ненавидит и отвращается такового Бог. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь** Это говорится не для того, чтобы мы только слушали, но чтобы, часто слыша это, научались сообра­зоваться с нравами Жениха и делаться близкими к Нему. Если же этого не будет, то мы лишимся вышней помощи, чего хуже ничего быть не может. //"Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие"//, – хотя бы то был раб, говорит, хотя бы свободный, хотя бы царь, и кто бы ни был, потому что не по внешним достоинствам, а по добро­детелям Бог обыкновенно избирает Себе друзей. Но так как многие из людей грубых считают ни во что быть в ненависти у Бога, то послушай, как он присовокупляет и страх наказания: **"погубишь"**, говорит, **"говорящих ложь"**, – обра­щая речь к более грубым грешникам. Наказание не ограни­чится одною ненавистью Бога, хотя и это – невыразимое наказа­ние; но Он погубит всех, говорящих ложь. И первое ужасно, и быть в ненависти у Бога страшнее геенны; но это сказал он для способных понять, а для более грубых присовоку­пил и второе. Итак, не смущайся, человек, не беспокойся, когда видишь, что некоторые говорят ложь, похищают, пре­даются любостяжанию, и не претерпевают ничего худого: сказанное непременно сбудется, потому что таков Бог по естеству Своему, – Он отвращается от пороков, всегда ненавидит и не терпит их. Под **"говорящими ложь"** пророк здесь разумеет живущих порочно, совершающих дела неправды, преданных удоволь­ствиям, невоздержанию, любостяжанию; все это он обыкновенно называет неправдою. **"Кровожадного и коварного гнушается Господь"**: здесь говорит о человеке, склонном к убийству, хитром, лукавом, имеющем на языке одно, а в душе другое, пока­зывающем снаружи вид скромности, а на самом деле свой­ства волчьи, чего хуже ничего быть не может. От врага явного не трудно остеречься; а тот, кто скрывает свое лукавство и между тем действует злобно, будучи не легко уловим, мо­жет совершить много худого. Вот почему и Христос пове­лел бодрствовать, когда явятся такие люди, потому что они //"приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные"// [[new:mf:07:15|(Мф.7:15)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 5.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== **Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь** Ведь Писание гласит: **мужа кровей и льстива гнушается Господь**, причисляя лесть и убийство к единому преступлению. //**Великое послание.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь** См. Толкование на [[old:ps:005:05#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 5:5]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь** **Погубиши вся глаголющие лжу** В приведенных сейчас словах идет речь главным образом о тех, которые чтят не Бога истинного, а богов иных,—и потом о еретиках, а за ними и о всех вообще людях, как из иудеев, так и из язычников, которые каким бы то ни было образом впадают в ложь; так как и они суть служители (не Бога истинного, а диавола, ибо сатана есть отец лжи. Выражением же **погубиши** пророк хотел изобразить тягчайшее наказание этих людей. Но быть может, что пророк употребил это выражение также и для того, чтобы тем легче устрашить людей удобопреклонных ко лжи, легкомысленных и беспечных, которые таким образом причиняют вред не только себе самим, но становятся причиною погибели и для многих других. **Мужа кровей и льсти** (коварного) **гнушается Господь** Заметьте, как пророк к убийству присоединяет также и лесть; ибо как тот, кто льстит, так и тот, кто подвергает опасности жизнь ближнего, в существе дела одинаково суть убийцы. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.** Слова, по-видимому, несвязныя и отрывистыя, каковыя часто употребляют святые в молитвах своих, немотствуя пред Богом, подобно младенцам: но сие немотствование, сия несвязность приятнее Богу, нежели хитросплетенное риторов витийство. Впрочем, намерение Пророка клонится к тому, дабы показать, что Бог нечестивых и злых врагов Своея Церкве, когда дойдут они до самой крайней лютости и нечестия, не оставит без наказания. Сие заключение выводит из самаго свойства Божия, умословствуя, что Богу ничто так не противно, как грех и нечестие: и напротив, ничто так не любезно, как непорочность и правота. И потому статься невозможно, чтобы нечестивые и злые люди когда-либо избежали праведнаго мщения Божия. А понеже нечестие и грехи творятся ово делом, ово словом, ово помышлением: сего ради Пророк особенно каждый грех исчисляет, и первее глаголет вообще о беззаконниках, то есть, злых человеках; потом о глаголющих лжу, то есть, о клеветниках; за сим о мужах кровей, то есть, о людях безчеловечных и кровожаждущих; наконец о людях льстивых, то есть лукавых и коварных. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь** См. Толкование на [[old:ps:005:05#ep_irinej_orda|Пс. 5:5]] ===== Лопухин А.П. ===== **погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь** //"Кровожадного и коварного гнушается Господь"//. Под этим кровожадным нужно разуметь Авессалома, который, готовясь совершить государственный переворот, не пренебрегал и готов был прибегнуть к насильственным мерам и к убийству своих противников. Авессалом лестью вкрадывался в доверие народа и старался расположить его к себе обещаниями сердечного, справедливого и любовного отношения к нему после получения себе царского престола, почему и назван Давидом "коварным". ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь** См. Толкование на [[old:ps:005:05#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 5:5]] [<10>]