[<10>] ====== Толкования на Пс. 5:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем **Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой** — в небесный Иерусалим и матерь первородных. **Поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем.** Храм Божий есть доблестное и святое состояние души, которого достишие с дерзновением говорят: //Христос же, якоже Сын //упокоевается// в дому Своем, Егоже дом есмы мы// [[new:evr:03:06|(Евр. 3: 6)]]. Твоим наслаждаясь человеколюбием, говорит святая и чистая душа, и Твоею охраняемая десницей, приношу Тебе непрестанное поклонение в священном храме славы Твоей; потому что, всегда храня в //себе// страх Твой, никак не решусь отринуть его, по упованию на Твое человеколюбие. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем** **"А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой"**. Так как в состав Церкви входили и такие люди – язычники, волшебники, убийцы, чародеи, лжецы, лице­меры, а она сказала, что Бог ненавидит и отвращается их, то, желая показать, что она не по праву и не за добрые дела свои, но по человеколюбию Божию избавилась от них и введена во внутренние покои Его, присовокупляет: **"я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой"**. Чтобы кто-нибудь не сказал: как ты, сделавшая то и то, получила спасение? – она показы­вает, каким образом она получила спасение, именно, что она спасена по великому человеколюбию, по неизреченной благости Божией. Но бывают люди неизлечимо больные, которые не при­нимают и милости, как, например иудеи. Благодать и ми­лость, хотя бы благодать и милость, но и они спасают лишь же­лающих и принимающих благодать, а не упорствующих и не­желающих принять этого дара, каковы были иудеи, о которых и Павел говорил, что они, //"не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией"// [[new:rim:10:03|(Рим.10:3)]]. Сказав о том, что принадлежит Богу, далее она говорит и о том, что принадлежит ей. **"Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем"**. Когда я получу благодать, говорит, тогда представлю должное и с моей стороны, принесу тебе та­кую жертву: **"поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем"**, – не так, как многие из молящихся, которые в это время по­чесываются, зевают, дремлют, но, говорит, со страхом и тре­петом. Кто молится таким образом, тот отлагает всякое зло, располагается ко всякой добродетели, приобретает себе благоволение Божие. **//Беседы на псалмы. На псалом 5.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем** Пользуясь Твоим человеколюбием, при охранении Твоею десницею, в храме посвященном славе Твоей, приношу Тебе непрестанное поклонение, всегда соблюдая в себе страх Твой; потому что не могу оставить онаго, возложив упование на Твое человеколюбие. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем** **Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой** А я, говорит Церковь о себе, по великой Твоей милости, будучи свободна от заблуждения, войду теперь в Твой, Господи, дом, который я в прежнее время неразумно старалась разрушать. Или иначе: **вниду в дом Твой**, удостоенная такой близости от Тебя—не за свои собственные добродетели, а только по одной Твоей милости. //Дом же Божий//, по мнению некоторых толкователей, есть ничто иное, как добродетельная жизнь; ибо действительно Господь почиет и обитает у тех, которые стараются следовать жизни добродетельной, как сказал Сам Спаситель в Евангелии, что Он и Отец Его придут и устроят себе жилище у такого человека [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. **Поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем** Между тем как язычники, не страшась праведного наказания, позволяют себе безрассудно поступать в храмах своих богов, я, говорит Церковь, со всяким благоговением и в страхе паду ниц пред Тобою—и в храме твоем земном, и в храме небесном. В приложении к самому пророку, приведенные выше слова будут иметь тот смысл, что пророк, обозрев главные виды преступлений и показав всю гнусность их, обращается затем к самому себе и дает обещание пред Богом служить Ему истинно и усердно, и не как оправданный, но как помилованный; хотя в сказанных словах пророк упрекает язычников, а себя вводит в храм Божий, и что потому казалось бы должно означать нечто иное. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Аз же множеством милости твоея вниду в дом твой, поклонюся ко храму святому твоему, в страсе твоем** Пророк показывает здесь плод, собранный от умозрения онаго, в котором упражнялся поутру, почему как бы так говорит: познав, колико Ты отвращаешися греха и грешников, хощу благоугоден быти Тебе, и должен есмь грех убо возненавидети, непорочность же и правоту возлюбити. Убо да возблагодарю за множество милости Твоея, еюже спасл мя еси от злых оных и нечестивых человеков, и да впредь избегу всякаго греха, //вниду в дом Твой поклонюся ко храму святому Твоему//, – повергнуся пред скиниею Твоею, и со благоговейным страхом реку: //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем** Когда же это исполнится, и Бог таким образом покажет на нем полноту Своей милости, то (**же** противоположность: поражение врагов – спасение угнетенного) псалмопевец пойдет в дом Божий, и там (в притворе) в жилище Божием в священном благоговении совершит благодарственную молитву за такое спасение. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем** Под //"домом, храмом"// нужно разуметь скинию (см. [[old:ish:23:19|Исх XXIII:19]]; [[old:1ts:01:09|1 Цар I:9]]; [[old:2ts:12:20|2 Цар XII:20]]). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем** Продолжая молитвенную беседу свою, пророк как бы так говорит: имея в виду святость Твою, Господи, и страшась гнева Твоего и праведного прещения на нечестивых и нераскаянных грешников, я, по милости Твоей, с благоговением вхожу в дом Твой и со страхом приношу молитвы в храме Твоем. Здесь дом и храм означают скинию Божию, которая до построения храма при Соломоне, сыне Давида, заменяла его и называлась также храмом [[old:1ts:01:09|(1 Цар. 1:9)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]