[<10>] ====== Толкования на Пс. 5:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас** **И похвалятся о Тебе любящии имя Твое, яко Ты благословиши праведника, Господи.** Поелику ущедряешь рабов Твоих благословением и промышлением Твоим; то посвятившие себя на то чтобы им быть любителями имени Твоего, под Твоею благопопечительностью возвысятся духом, поведая силу Твою. Так говорит и блаженный Павел: //хваляйся, о Господа да хвалится// [[new:2kor:10:17|(2 Кор. 10:17)]]. **Яко оружием благоволения венчал еси нас**, то есть, при конце за труды наши даруешь нам венец, ограждая нас им, как некиим оружием. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас** **"Ибо Ты благословляешь праведника, Господи"**. Так как многие, имеющие подобное настроение и особенно преданные добродетели подвергаются осуж­дению и осмеянию, то чтобы кто-нибудь из людей более слабых не падал духом, посмотри, как пророк укрепляет душу его: **"ибо Ты"**, говорит, **"благословляешь праведника"**. Какой вред от того, что люди и вся вселенная презирают его, если Владыка ангелов восхваляет его и прославляет? Точно также нет никакой пользы от того, если бы все, живущие на суше и на море, прославляли, а Он не благословлял. Поэтому будем всегда стремится к тому, чтобы Он нас прославил, чтобы Он нас увенчал. Если будет так, то мы станем выше всех, хотя бы мы находились в бедности, хотя бы в болезнях, хотя бы в крайне стесненных обстоятельствах. Так и бла­женный Иов, сидевший на куче нечистот, покрытый гноем ран и бесчисленным множеством червей, терпевший невыно­симые страдания, презираемый рабами, оскорбляемый друзьями, врагами и женою, доведенный до бедности, голода и неисцельной болезни, был блаженнее всех. Почему? Потому, что Бог бла­гословил его, говоря: //"был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла"// [[old:iov:01:01|(Иов.1:1)]]. **"Благоволением, как щитом, венчаешь его"**. В заключе­ние пророк опять произносит благодарность, воссылая благо­дарственное славословие Богу. Что значит оружие благоволения? Оружие превосходное, оружие по сердцу Божию, оружие самое бла­гонадежное. Смысл этих слов следующий: Ты оградил нас самою лучшею помощью. Другой переводчик говорит: //увенчаешь его (στεφανώσεις αΰτόν)// (Акила), относя это к праведнику таким обра­зом: Ты увенчаешь его, праведника, т.е. твое благоволение слу­жит ему вместо оружия и оружия превосходного; или так: Ты ограждаешь праведника самою лучшею помощью, так что ни доблести его не лишаются безопасности, ни безопасность его не лишается славы. Подлинно, кто может быть сильнее, кто доб­лестнее человека, охраняемого вышнею десницею? Этот венец сплетается из милости, как сам Давид говорит в другом месте: //"венчает тебя милостью и щедротами"// [[old:ps:102:04|(Пс. 102:4)]]. Он сплетается и из правды, как говорит Павел: //"а теперь готовится мне венец правды"// [[new:2tim:04:08|(2Тим.4:8)]]. Он есть и венец благодати, как другой писатель говорит: //"возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец"// [[old:pr:04:09|(Притч.4:9)]]. Он есть венец славы, как гово­рить Исаия: //"будет великолепным венцом и славною диадемою"// [[old:is:28:05|(Ис.28:5)]]. Этот венец имеет в себе все – и человеколюбие, и правду, и благодать, и славу, и красоту; он есть дар Божий, принося­щий разнообразную благодать. Он есть и венец нетления, как говорит Павел: //"те для получения венца тленного, а мы – нетленного"// [[new:1kor:09:25|(1Кор.9:25)]]. Таким образом, смысл приведенных слов следующий: Ты окружил нас безопасностью и сла­вою. Таковы дары Божии – крепки и прекрасны; таковы венцы Его. У людей же бывает не так, но кто в славе, тот не в совершенной безопасности; а кто в безопасности, тот не всегда в славе; то и другое у них не легко соединяется, а если и соединяется, то скоро разрывается. Например: люди, облечен­ные властью, знатные и славные, не находятся в безопасности, но потому самому, по величию славы своей, они особенно и стоят на опасном месте; люди отверженные и презренные, находясь в безопасности по своей неизвестности, не пользуются честью, но потому особенно, что находятся в безопасности, не имеют почестей. А у Бога не так, но то и другое, и безопасность и слава, соединяются в высочайшей степени. Поэтому, представ­ляя величие этих благ, и прежде всего то, как велико благо – быть угодным Богу, в чем заключается и оружие, и слава, и безопасность и множество других благ, с терпением будем проходить предстоящий нам подвиг, не будем никогда падать духом и оставаться без оружия. В этом роде войны невоз­можно воину оставлять оружие, но только тогда оканчиваются труды, когда оканчивается зрелище; а зрелище оканчивается тогда, когда душа отрешается от тела. Итак, пока мы в здеш­ней жизни, нам нужно постоянно бороться, и сидя дома, и вы­ходя на торжище, и вкушая пищу, и в болезни, и в здоровье. Даже время болезни бывает особенно временем этой борьбы, когда болезненные чувствования со всех сторон тревожат душу, когда скорби осаждают ее, когда диавол стоит и под­стрекает сказать какое-нибудь недоброе слово. Тогда-то особенно и нужно держать себя в безопасности, ограждаться броней, щи­том, шлемом и другим оружием, и непрестанно благодарить Бога. Это страшные стрелы для диавола, это смертельный удар для злого духа, за это особенно даруются светлые венцы. Так и блаженный Иов, – ничто не препятствует нам опять обратиться к нему, – за то особенно сделался славным, за то стал знаменитым, за то удостоился венца, что он во время иску­шений, болезни и бедности показал неизменную душу и непо­колебимое сердце, и воссылал Богу благодарственные славосло­вия, эту духовную жертву. Жертвою были слова его, которые он произносил: //"Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!"// [[old:iov:01:21|(Иов.1:21)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 5.//** ===== Прп. Нил Синайский===== **Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас** Сказано: **«Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас»** [[old:ps:005:13|(Пс. 5:13)]]. Для праведных одно и то же служит оружием и венцом, так что вооруженный духовно венчается. Ибо и Соломон сказал: //«венцем же сладости защитит тя»// [[old:pr:04:09|(Притч. 4:9)]]. **//Письма на разные темы. Председателю Аристотелю.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас** См. Толкование на [[old:ps:005:12#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 5:12]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас** **Яко** (за то, что) **Ты благословиши праведника, Господи** Прославляя его не только в настоящей жизни, но и в будущей, когда Ты скажешь: //пpиидитe, благословенные Отца Моего// [[new:mf:25:34|(Матф. 25,34)]]. И так Ты, говорит, благословишь его, а нечестивые его хулят. Этими словами он утешает тех, которые терпят хулы за свою добродетельную жизнь. **Яко оружием благоволения** (благоволением как оружием) **венчал** (оградил) **ecи нас** Ты, говорит, Господи, крепко оградил и верно защитил нас крестом Твоим, этим щитом благоволения, т.е. неизреченного Твоего устроения. Или далее: под **оружием благоволения** должно разуметь надежный и крепкий щит. Выражение это свойственно св. Писанию Ветхого Завета; так говорится: сын силы, вместо сильный, и муж кровей, вместо жаждущий убийства или крови, и человек мира, вместо смирный. Так должно понимать и это, согласно с другими выражениями. Ты защитил нас крепостью Твоею, как щитом славным и крепким. Венец, ведь, именно есть круг, округленный и защищение. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.** То есть: похвалятся о Тебе вси любящии имя Твое, того ради, понеже Ты благословиши их, и благословляя благосотвориши, даровав им венец славы, егоже заслуживают. А понеже корень и основание всех благ есть благоволение Божие, избравшее нас прежде сложения мира, от негоже происходит и звание, и оправдание, и благая дела, и самое прославление, сего ради заключает: //Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас//, то есть: возвеселимся, и возрадуемся, и восхвалим Тя, Господи, того ради, понеже вся благая наша, временная и вечная, оттуду проистекают, яко Ты благоволением Твоим (благодатию Твоею, милостию Твоею) аки оружием или аки щитом ограждаеши нас. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас** См. Толкование на [[old:ps:005:11#ep_irinej_orda|Пс. 5:11]] ===== Лопухин А.П. ===== **Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас** См. Толкование на [[old:ps:005:12#lopuxin_ap|Пс. 5:12]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас** В этих заключительных словах псалма пророк высказывает причину вечной радости праведников, которая состоит в благоволении к ним Господа Бога. Как бы так объясняет он эту причину: Ты, Господи, вечный и праведный Судия, от вечности, прежде сложения мира, благоволил избранным Твоим, возлюбившим Тебя и на Тя надеющимся, явить Свою милость, а потому и благословляешь их (подаешь благодать Свою) и ограждаешь, как бы крепким щитом, Твоей помощью. Твое благоволение служит им вместо оружия; они как бы венцом украшаются им. Венец этот сплетается из милости, правды, благодати и славы. Из содержания сего псалма можно усмотреть различные движения и действия природы и благодати в сердцах человеческих. Они так противоположны и такое тонкое между ними различие, что разуметь его можно только духовно живущему и внутренне озаренному человеку. Все ищут добра и все представляют себе в делах или словах своих что-либо доброе – оттого под видом добра многие и обманываются. Природа работает для плоти и плотскими стремлениями и наслаждениями утешается; а благодать действует для возвышения свободы духа. Между законами плоти и духа происходит непрестанная борьба: чего один хочет, от того другой отвращается. Прекрасно об этом предмете учит святитель Тихон Задонский. «Плоть хочет – говорит он, – гордиться, величаться, превозноситься, но дух – смиренно мудрствовать. Плоть хочет в славе и чести быть, дух же – вся в уметы вменять (почитать за сор. – Ред). Плоть хочет упокоеваться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хочет пировать, веселиться, а дух – воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хочет врагам своим отмщевать, а дух – любить врагов, добро творить ненавидящим. Плоть хочет чужое похищать, а дух – и свое требующим раздавать. Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух – целомудрствовать. Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем – плоть и дух противятся между собою». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]