[<10>] ====== Толкования на Пс. 6:5 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== **Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея** См. Толкование на [[old:ps:006:03#svt_grigorij_nisskij|Пс. 6:3]] ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея** **Обратися Господи, избави душу мою.** Значит, Господь отвращался от него, очевидно, за грех. **Спаси мя ради милости Твоея.** Ибо все спасение наше приписывать должно милости Божией. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея** См. Толкование на [[old:ps:006:04#svt_ioann_zlatoust|Пс. 6:4]] **//Беседы на псалмы. На псалом 6.//** ---- Не ради моих дел, потому что они злы, не ради моих трудов, потому что я слаб, но **«по милости Твоей»**. О, Владыка, если Ты хочешь судиться со мной, я сам произнесу над собой приговор и исповедую, что я достоин смерти, но Ты – **«спаси меня по милости Твоей»**. Я всецело полагаюсь на Твою милость и ничего своего не имею. Я прошу милостыни, так не требуй же от меня за нее платы. Никто не покупает милостыни, все получают ее даром. Так и Ты **«спаси меня по милости Твоей»**. Вспомни Твои слова, сказанные Тобою в Твоих святых Пи­саниях. Вспомни, Господи, что //«помышление сердца человеческого – зло от юности его»// [[old:gen:08:21|(Быт.8:21)]]. Вспомни, Господи, что созданный Тобою прах воспламеняется и имеет кровь. Вспомни, Гос­поди, что //«человек подобен суете"// [[old:ps:143:04|(Пс.143:4)]], что //«не оправдается пред Тобою никто из живущих»// [[old:ps:142:02|(Пс.142:2)]]. Вспомни, Владыко, что //«если... беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?»// [[old:ps:129:03|(Пс.129:3)]]. Вспомни, Вла­дыко, что //«как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его»// [[old:iov:25:04|(Иов.25:4–5)]]. Вспомни, Господи, что //«вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя»// [[old:ps:050:07|(Пс.50:7)]]. Вспомни, Вла­дыко, что и самое небо, и даже силы ангельские не чисты пред То­бою, если уж и с неба ниспали некоторые из них за свой грех. Поэтому, **«спаси меня по милости Твоей»**, меня, просящего у Тебя ми­лости. Ведь нисколько не будет удивительно, если Ты помилуешь достойного; не будет ничего странного, если Ты помилуешь правед­ного, потому что он достоин этого. И если усердного прославишь, ничего не будет особенного: это будет делом простой справедливости. А вот на мне недостойном яви Ты свои удивительные милости, чтобы на мне прославлено было Твое человеколюбие. Так и врач тогда счи­тается искусным, прославляется и восхваляется, когда излечивает неизлечимые и безнадежные болезни; и царь тогда считается добрым, когда дарует жизнь недостойным. Как Творец, Ты знаешь слабость нашей природы; Ты знаешь ее и как восприявший и спасший ее. По­этому и теперь **«спаси меня по милости Твоей»**; пусть моя злоба не по­бедит Твоего благоутробия, пусть мое нерадение не истощит Твоего неистощимого человеколюбия. За сколько благодеяний должен быть признателен я твоей незреченной благости! Ты произвел меня из небытия в бытие, умножил, возвеличил и все покорил под ноги мои [[old:ps:008:08|(Пс.8:8)]]. Потом заблудшегося и умерщвленного Ты искупил собственною кровью, обнаженного прикрыл, обнищавшего обогатил; сделал Ты меня и сыном, и братом, и наследником, и сонаслед­ником. И какой ответ дам я за все это – недоумеваю. Поэтому – //"не войди в суд с рабом Твоим»// [[old:ps:142:02|(Пс.142:2)]] и не обращай на грехи мои своих угроз, но //«отврати лице Твое от грехов моих»// [[old:ps:050:11|(Пс.50:11)]]. Не устанавливай весов по строгой справедливости, но будь человеко­любив, склони их с той стороны на эту, от моей тяжести в сто­рону Своего милосердия; оставь без внимания тяжесть моих беззаконий, пройди молчанием множество моих грехов и **«спаси меня по милости Твоей»**, которою получили спасение все спасенные. Назову ли я Моисея, – и он не безгрешен, по свидетельству Писания; вспомню ли Аарона или даже самого Петра, верховного и великого, – и они не безгрешны и не беспорочны. Поэтому верою я хочу спастись, верою, а не делами, чтобы и мне сказал Человеколюбец: //«вера твоя спасла тебя; иди с миром»// [[new:lk:08:48|(Лк.8:48)]]. Кому ты ни прощал грехи, никому не сказал: «твои дела спасли тебя», – потому что пред Ним всякая правда чело­веческая как рубище кровоточивой. Поэтому опять повторю: **«спаси меня по милости Твоей»**. И: //«милость [Твоя]...:последует за мною во все дни жизни моей»// [[old:ps:022:06|(Пс.22:6)]]. //«Милость Твоя последует за мною»//, злобно убегающего от Тебя и постоянно спешащего ко греху. //«Милость Твоя»// меня и удержит, в наморднике и узде приведет меня, уклоняющегося от Тебя, потому что Ты – Бог, //"единый творящий чудеса»// [[old:ps:071:18|(Пс.71:18)]]. По­этому, //"яви дивно милости Твои, спасая уповающих [на Тебя]»// [[old:ps:016:07|(Пс.16:7)]]. Ты исполняешь наши надежды и упования, – неужели же не исполнишь наших просьб о милости? Должен был Тебе некто десять тысяч талантов и пришел к Тебе просить еще небольшой отсрочки; а Ты, Человеколюбец, хотел совершенно простить ему все десять тысяч, если бы он не обидел после этого своего брата. Воз­вратился к Тебе некогда распутный сын, желая быть одним из наемников Твоих, а Ты сделал его сыном и наследником. Про­сил Тебя разбойник только вспомнить о нем в царствии Твоем, а Ты удостоил его и самого рая. Пришла к Тебе блудница только с плачем без всякой просьбы, и получила от Тебя то, на что надея­лась и чего искала. Плакал Петр, прося прощения, а ты сделал его ключником царства и церкви. Такова Твоя воля о впадших в крайнее отчаяние, потерявших всякую надежду, опережающих грех до самого дна ада. Покажи на них величие Твоего человеколюбия. **//Беседа на псалом Давида о восьмом дне.//** ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея** Сообразно со свойствами Владыки пророк выше говорил: помилуй мя, Господи, исцели мя. Затем продолжает: обратися, как пастырь, как наставник, избавь меня, как крепкий; спаси мя ради милости Твоея, а не ради моих дел, ибо они злы; не ради слов моих, ибо они тщетны, но спаси мя ради милости Твоея. Владыко! Если Ты захочешь судиться со мной, то я сам произношу над собой суд и признаю себя достойным смерти. К милости Твоей я прибегаю, ничего не имея прибавить от своих дел. Лишь милости прошу у Тебя, не требуй от меня уплаты за нее. Никто никогда не покупает милость, но получает ее как дар. Посему спаси мя ради милости Твоея. Вспомни слова Свои, которые Ты изрек в Святых Писаниях: //«прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его»// ([[old:gen:08:21|Быт.8:21]]); вспомни, Владыко, //«яко персть есмы»// ([[old:ps:102:14|Пс.102:14]]). Вспомни, яко //«человек суете уподобися»// ([[old:ps:134:04|Пс.143:4]]), вспомни, //«яко не оправдится пред Тобою всяк живый»// ([[old:ps:142:02|Пс.142:]]2). Вспомни: //«аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит»// ([[old:ps:129:03|Пс.129:3]])? Вспомни: //«кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день жития его на земли»// ([[old:iov:14:04|Иов.14:4]]). Вспомни, яко //«в беззаконии зачат есмь и во гресех роди мя мати моя»// ([[old:ps:050:07|Пс.50:7]]). Помни, что и самое //«небо не чисто пред Тобою»// ([[old:iov:15:05|Иов.15:15]]), даже воинства Ангелов не беспорочны пред лицем Твоим, если и с неба некоторые спали из-за греха своего. Посему спаси меня, нуждающегося в Твоей милости. Если Ты спасешь достойного –нет в этом ничего удивительного. Если помилуешь праведного – ничего особенного в том нет, ибо он того достоин. Если Ты прославишь усердного – ничего в этом не будет великого, ибо это справедливо. Но более яви на мне милость Свою, дабы во мне прославилось человеколюбие Твое. Потому что и врач искусный тогда только достоин похвалы и удивления, когда исцеляет неизлечимых и безнадежных. И царь благой тогда только прославляется и восхваляется, когда раздает дары не заслужившим их. Ибо Ты, Создатель, знаешь немощь нашей природы, потому что Сам облекся в нее и спас наше падшее естество. ... Но, Человеколюбче, обратись и сделай так, чтобы Твоя милость перевесила бремя грехов: презри тяжесть вольных наших согрешений и превзойди своей милостью множество наших беззаконий. Спаси нас Твоей милостью, которой спаслись все, стремящиеся ко спасению. Я мог бы привести в пример Моисея, но и он был не безгрешен, как засвидетельствовало Писание. Мог бы упомянуть и об Аароне, и о Давиде или о самом верховном и великом Апостоле Петре – но и они не были безгрешны и беспорочны. Посему прошу Тебя, спаси меня верою, а не делами, дабы и для меня, Человеколюбие, Ты изрек сии слова: //«вера твоя спасла тебя, иди с миром»// ([[new:lk:07:50|Лк.7:50]]). Владыко! Ты никому не сказал из тех, которым даровал прощение: твои дела спасли тебя, потому что вся наша правда пред Тобой, //«якоже порт жены нечистыя»// ([[old:is:64:06|Ис.64:6]]). Поэтому вновь повторяю сии слова: спаси ради милости Твоея. //«Милость Твоя поженет мя (последует за мной) вся дни живота моего»//([[old:ps:022:06|Пс.22:6]]). Пусть Твоя милость последует за мной, беглым рабом, который постыдно от Тебя убегает и постоянно стремится ко греху. Пусть милость Твоя сопутствует мне, препятствует ногам моим [вступить на путь неправды], удилами и уздою обуздывает меня если я не пойду к Тебе, ибо Ты еси //«Бог..., творяй чудеса Един»// ([[old:ps:071:18|Пс.71:18]]). Посему и на мне //«удиви милости Твоя, спасаяй уповающия на Тя»// ([[old:ps:016:07|Пс.16:7]]), – ведь Ты даруешь милость более, нежели мы просим и надеемся получить. Владыко! Некогда приступил к Тебе должник, который занял у Тебя десять тысяч талантов и просил лишь немного потерпеть (ср. [[new:mf:18:24|Мф.18:24]]). Но Ты, по человеколюбию Своему, вовсе простил ему (хотя он и не сумел воспользоваться Твоим прощением, не простив злобно брату своему его долга). Обратился к Тебе, стыдясь, блудный, [желая] стать одним из //«наемников Твоих»//, а Ты сделал его //«сыном»// и наследником ([[new:lk:15:09|Лк.15:19]]). Попросил Тебя разбойник только помянуть его во Царствии Твоем, и Ты весь рай ему даровал (ср. [[new:lk:23:40|Лк.23:40]]). Приступила к Тебе блудница, с одним лишь плачем, ничего не прося, и получила несравненно более того, на что [тайно] надеялась и чего искала (ср. [[new:lk:07:38|Лк.7:38]]). Петр некогда заплакал, прося прощения, Ты же сделал его хранителем Своей Церкви и Царства Небесного. Ибо таково у Тебя свойство: в предельно отчаявшихся, в не имеющих надежды на спасение, в тех, которые достигли самого дна ада во грехе, – в них являть величие Своего человеколюбия. Посему я вновь говорю и не перестану повторять: **«спаси мя ради милости Твоея»**. //**Слово на шестой псалом.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея: яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе** См. Толкование на [[old:ps:006:03#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 6:3]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея** **Обратися ко мне, Господи, избави душу мою** Хотя Ты, Господи, и отвратил лице Твое от меня за мои грехи, но обрати, говорит, его снова ко мне и избавь меня от скорбей моих. **Спаси мя ради милости твоея** Прошу, говорит, я этого—не за собственные добрые дела, ибо их у меня нет; но по милости Твоей. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея:** Вторый довод берет от милости Божией, глаголя: //обратися, Господи//, то есть: воззри на мя милосердым оком, и якоже прежде отвратил еси лице Твое от Мене за беззакония моя, тако ныне обрати очи Твои на мя за покаяние мое. Воззрение бо Божие есть вина всех наших благ. //Обрати лице Твое, и спасемся// ([[old:ps:079:04|Пс. 79:4]]). И паки: //отвратил еси лице Твое, и бых смущен// ([[old:ps:029:08|Пс. 29:8]]). Воззрел Господь на Петра – и Петр, изшед вон, плакася горько ([[new:lk:22:61|Лк. 22:61]]–[[new:lk:22:62|62]]). И святый Иаков того ради нарицает Бога Отцем светов ([[new:iak:01:17|Иак. 1:17]]); понеже как солнце лучами своими освещает, согревает и оживляет тела: тако Бог, взирая на человека оком любви, просвещает, согревает и оживотворяет душу. Сего-то ради и Пророк зде глаголет: обратися Господи. Потом присовокупляет: //избави душу мою.// Изведи от рова, в негоже грехом падеся; исхити от сети ловящих, еюже запутана держится; свободи из рук врагов, имже предана греха ради. //Спаси мя// от последующаго осуждения во ад и избави от предстоящей опасности смерти. Сего великаго дара дерзаю просити, не яко аз достоин есмь, но яко Ты милостив еси. //Спаси мя ради милости Твоея.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея** **Обратися** значит: поворотись лицом ко мне, не отвращайся от меня. Выражение это взято от тех, которые, разгневавшись, отвращаются и не хотят смотреть на прогневавших или провинившихся. Как солнце лучами своими освещает, согревает и оживляет тела, так и Бог, взирая на человека благоволительным оком, просвещает, согревает и оживотворяет душу. Поэтому у псалмопевцев, как и вообще у священных писателей, нередко употребляются выражения: //обратися, обрати лице Твое на ны//, и наоборот: //отвратися, отврати лице Твое от грех моих//, первое – в смысле благоволения, милостивого расположения, а второе – в смысле негодования, ярости и гнева. Душа моя, говорит пророк, потрясена, скорбит и мучится; воззри же на меня, Господи, милостивым Твоим оком и избави душу мою от угнетающей ее скорби; и спаси меня от угрожающего мне за грехи мои вечного осуждения, спаси не ради моего недостоинства, но ради милости Твоея. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]