[<10>] ====== Толкования на Пс. 6:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе** **Яко несть в смерти поминаяй Тебе.** Поелику время покаяния стало у меня продолжительно; то убоялся я, чтобы милосердия Твоего не предварила смерть, в которой нет места исповеданию. А потому и прошу поспешить милостию. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе** Посмотри, сколько он приводит причин ко спа­сению. //"Ибо я"//, говорит, //"немощен; ибо кости мои потрясены"// так как я прошу этого у Господа; **"ибо в смерти нет памятования о Тебе"**, – выражая этими словами не то, будто наше бытие окан­чивается с настоящей жизнью, – нет, он знал учение о вос­кресении, – а то, что после отшествия отсюда покаяние уже не может иметь места. Так и богач исповедовал грехи свои и раскаивался, но это не принесло ему никакой пользы по не­благовременности [[new:lk:16:start|(Лк.16)]]. И девы желали получить елей, но никто не дал им [[new:mf:25:start|(Мф.25)]]. Поэтому и пророк просит, чтобы здесь были омыты грехи его, дабы пред страшное суди­лище он мог предстать с дерзновением. **//Беседы на псалмы. На псалом 6.//** ---- Во аде нет покаяния, нет избавления от смерти, нет никакой на­дежды на облегчение. Наша жизнь есть торжище; когда оно закрыто, никто уже не может торговать. Когда состязание окончилось, никто уже не может состязаться и получить венец. С наступлением ночи, прекращается собрание и (получение) прибыли. Послушай, что говорит Писание о всяком человеке, окончившем жизнь: //"на что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?»// [[old:iov:03:23|(Иов. 3:23)]]. Итак, если Бог затворил, какое уже там может быть по­каяние во грехе? Эта жизнь – для трудов, а та предназначена для вен­цов. В этой жизни (действует) человеколюбие (Божие), а в той – истинный праведный суд. Поэтому – **«спаси меня по милости Твоей. Ибо никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в... аду... кто исповедает Тебя?"**. Кто? Никто! Пророк, постоянно вспоминая о том ужасном дне и часе, имел непреодолимый страх, томился непрестанной душевною болью, печалился и проводил ночи в плаче. **//Беседа на псалом Давида о восьмом дне.//** ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе** Посему я спешу, посему трепещу, посему напрягаю силы, достоверно зная, что если настигнет [меня] конец жизни моей, то во аде никак мне не принести покаяние. Ибо нет во аде покаяния, нет по смерти прошения, нет во гробе оставления [грехов]. Наша жизнь подобна торгу: как только торг прекратится, никто не может там что-либо купить. Если поприще прекращено, то никто не подвизается на нем и не получает венок. После того как спускается ночь, ни рыночная площадь, ни прибыль не видны. Послушай, что говорит Писание о всяком человеке, завершающем жизненный путь: //«Смерть... мужу покой, егоже путь сокровен есть: затвори бо Бог окрест его»// ([[old:iov:03:23|Иов.3:23]]). Там, где Бог затворил, – как возможно покаяние? Сия жизнь – жизнь труждающихся, та – увенчанных венком. Сия жизнь – явление Божьего человеколюбия, та – истинного правосудия. Посему спаси мя ради милости Твоея, яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе? Кто? Никто. А потому хорошо заранее готовить себя к тому [грядущему] путешествию, запасаясь на путь всем необходимым, дабы то ночное и темное время не застало нас неготовыми, как неразумных дев. Зная это, и другой мудрец заставляет нас подняться, побуждает к рвению и говорит: //«уготовляй на исход дела твоя, и уготовися на село»// ([[old:pr:24:27|Притч.24:27]]). Селом я называю человеческую жизнь, ибо «//всяка плоть сено и всяка слава человек яко цвет травный»// ([[old:is:40:06|Ис.40:6]]). – //«Уготовляй на исход дела твоя», потому что «человек, яко трава дние его»// ([[old:ps:102:15|Пс.102:15]]), и //«уготовися на село»//, ибо //«яко цвет селный, тако оцветет»// ([[old:ps:102:15|Пс.102:15]]), опадет, и иссохнет, и //«восстанет на глас птицы»// ([[old:ekl:12:04|Еккл.12:4]]) всякая трава, то есть //«во гласе архангелове и последней трубе»// ([[new:1sol:04:16|1Сол.4:16]]) всякая плоть восстанет из мертвых (ср. [[new:1kor:15:52|1Кор.15:52]]). И вновь сказано: //«поминай последняя твоя и во веки не согрешишь»// ([[old:prsir:07:39|Сир.7:39]]). Пророк всегда помнит о последних своих, всегда имеет страх о том страшном часе и непрестанно в умилении проводит ночи, плача и рыдая. //**Слово на шестой псалом.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко несть в смерти поминай Тебе, во аде же кто исповестся Тебе** Посему умоляю сподобить меня врачевания в настоящей жизни. Ибо знаю, что отшедшим из сей жизни в язвах не будет уже подано никакого врачевания; потому что для них не имеет места врачевство покаяния. ===== Евфимий Зигабен ===== **яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе** **Яко несть в смерти поминаяй Тебе** (Ибо умерший не вспоминает Тебя). //Смертию// здесь пророк называет грех, так как он есть виновник смерти; ибо сначала явился в мир грех, а за ним уже явилась и смерть, как его следствие. И так, говорит пророк, тот, кто творит грех, в то самое время не помнит уже о Боге, как бы опьяневший от этого греха и ослепленный им. Или же: пророк называет здесь **смертию** время кончины, когда человек вместе с жизнь утрачивает и возможность памятования о Боге или призывания Его к себе на помощь, ибо в то время это призывание уже бесполезно. **Во аде же кто исповестся** (исповедается) **Тебе?** Раскаяние в соделанных грехах обыкновенно бывает только пред смертью; а потом—за нею наступает уже собственно время воздаяния. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе?** Третий довод берет от славы Божией. Молю, глаголет, //да не яростию Твоею обличиши мене.// Аще бо сие сотвориши, без сомнения, на смерть вечную осужден буду: аще же осужден буду, постраждет от части память Твоя, и хвала Твоя. Осужденнии бо во ад не воспоминают о Бозе, ниже исповедуют благодеяний и милостей Твоих. Те, кои место сие толкуют о смерти телесной и под именем ада разумеют гроб, неосновательно приводят слова Езекии царя у Исаии положенныя: //не похвалят Тебе иже во аде, ни умершии возблагословят Тя// ([[old:is:38:18|Ис. 38:18]]). Ибо и сие место по всему разуметь должно о смерти вечной, и о аде осужденных. Хотя бо Езекия и боялся умереть телесно, но не меньше боялся умереть и душевно: почему и воспел оную песнь в возблагодарение Богу, понеже уразумел от дара телеснаго здравия, яко от знамения Божественнаго о себе благоволения, отпущения грехов и избавление от опасности геенны. Сего ради и произнес сии слова: Ты //избавил еси душу мою, да не погибнет, и завергл еси за мя вся грехи моя: не похвалят бо Тебе иже во аде, ни умершии// (сиречь осужденнии в геенну) //возблагословят Тя, и не надеются, иже во аде, милости Твоея// ([[old:is:38:17|Ис. 38:17]]–[[old:is:38:18|18]]). В самом деле, ежели бы о единой смерти телесной сие разуметь надлежало: то были бы весьма маловажны доводы Пророка, который вопреки глаголет, что умершие телесно и лежащие во гробе хотя и не хвалят Бога по телу (не возможно бо сие), но души их, живущия присно, хвалят Его: телеса же, лежащая во гробе, ожидают правды Божией, сиречь вернаго обетования воскресения. Едини точию нисходящии во ад на вечное осуждение и не ожидающии реченныя Божия правды не воспоминают о Бозе, ниже хвалят Его, и никогда хвалить не будут. Тако разумеет сие Езекиино место Иероним, в толковании на Исаию, и иные Отцы. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе** Давид выставляет новый мотив, почему он просит Бога о своем помиловании. Его настоящее физическое состояние и нравственный недуг таковы, что по его пониманию должны привести к смерти, в шеол, а там //"нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?"// Памятование о Боге состоит в проникновении Его заповедями, требующими внешнего обнаружения; славить Бога - значит не только составлять гимн в честь Его, но прославлять Его своими делами. Того и другого лишены живущие в шеоле, как месте бездеятельного спокойствия и духовной напряженности в ожидании будущего суда Божия (см. кн. [[old:iov:12:12|Иова XII:12-14]]; [[old:iov:03:13|III:13-20]]). Таким образом смерть Давида в настоящем положении не дала бы ему возможности осуществить назначение человека на земле, и о даровании этой возможности он и молит. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе** По русскому переводу: «//ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?//» Слово **поминаяй** означает деятельное памятование о Боге, или хождение пред Богом, угождение Господу. Ад (от греч. – «не видеть») собственно означает темное место, а в переносном смысле – гроб, могилу, вообще состояние по смерти. **Исповедание** здесь то же, что покаяние, раскаяние во грехах, нравственно добрая перемена, какая только возможна в настоящей жизни, при благодатных средствах Святой Церкви. Таким образом, смысл изречений сего стиха может быть выражен так: спаси меня, Господи, милостью Твоей: ибо я боюсь, как бы смерть не предварила Твоего милосердия, милости прощения грехов моих,– так как **по смерти** невозможно благоугодить Тебе; смерть низводит во ад, а во аде уже нет места покаянию. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]