[<10>] ====== Толкования на Пс. 7:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ** **Аще воздах воздающым ми зла.** Представляет свою незлопамятность, прося за это милости у Бога. **Да отпаду убо от враг моих тощ.** Как победивший праведник уходит от врагов с полными руками, так побежденный грешник уходит от них **тощ**, ничего при себе не имея. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ** **"Если я платил злом"**, говорит. Слушайте вни­мательно. Сказанное в этих словах – немаловажно. Хорошо – не обижать; но гораздо лучше и достойнее любомудрой души – не мстить за обиды. Хотя закон дозволял это, повелевая исторгать //око за око, и зуб за зуб// ([[old:vtor:19:21|Втор. 19:21]]), хотя мще­ние не было нарушением закона, но он был так любомудр, что не только не нарушал закона, но во многом превосходил закон и восходил выше пределов его, так как он не счи­тал достаточным для добродетели не переступать пределов заповедей. Как апостол Павел, позволяя от благовестия жить, сам не жил, но проповедовал евангелие безмездно ([[new:1kor:09:14|1Кор. 9:14]]), так и блаженный Давид, не смотря на то, что закон дозволял мстить за обиды, не оставался в этих пре­делах, но превосходил их. От нас же требуется – не только не мстить врагам, но и благодетельствовать им: //"молитесь за обижающих вас"//, //"благотворите"//, сказал Господь, //"ненавидящим вас"// ([[new:mf:05:44|Мф. 5:44]]). Для Давида немаловажно было – не мстить, но гораздо выше заповеди закона; поэтому он и гово­рит: **"если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире"**. В отношении к сыну, конечно, препят­ствовала этому сама природа; но оскорблял ли я, говорит, кого-нибудь, или мстил ли другим? Какое же прощение, какое оправ­дание можем иметь мы, которые после пришествия Христова не достигаем меры живших в ветхом завете, тогда как от нас требуется это с большим избытком? //"Если"//, сказал Господь, //"праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное"// ([[new:mf:05:20|Мф. 5:20]]). Как живший под законом и де­лавший добро неравен жившему до закона и делавшему тоже, так и живущий под благодатью неравен жившему под зако­ном, но и по времени есть между ними великое различие. Па­вел, объясняя это в отношении к пороку и в отношении к добродетели, смотри, как много удивляется одним и как счи­тает достойными других большего наказания: //"ибо когда язычники"//, го­ворит он, //"не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон"// ([[new:rim:02:14|Рим. 2:14]]). Видишь ли, как он хвалит и прославляет делавших добро без закона? Посмотри же, как он считает достойными большего наказания согрешающих под благодатью в сравнении с грешившими под законом: //"отвергшийся закона Моисеева"//, говорит он, //"при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?"// ([[new:evr:10:28|Евр. 10:28,29]]). А грешивших прежде закона считает он достойными меньшего наказания в сравнении с грешившими под законом: //"те"//, говорит, //"которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут"//, т.е. бу­дут наказаны легче, не имея своим обвинителем закона, а одну только природу, //"а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся"//, т.е. будут наказаны тяжелее, имея своим обвини­телем, кроме природы, и закон ([[new:rim:02:12|Рим.2:12]]). **//Беседы на псалмы. На псалом 7.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь** См. Толкование на [[old:ps:007:04#svt_vasilij_velikij|Пс. 7:4]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь** См. Толкование на [[old:ps:007:04#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 7:4]] ===== Прп. Авва Дорофей ===== Ст. 5-6 **Аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит** Ни чему столько не удивляюсь, как тому, что мы сами не понимаем, что поем. Ибо мы поем ежедневно, проклиная себя, и не понимаем сего. Не должны ли мы понимать того, что поем? Мы всегда говорим: **аще воздах воздающим ми зла: да отпаду убо от враг моих тощ**. Что значит: **да отпаду**? Пока кто стоит, он имеет силу сопротивляться врагу своему; то он поражает, то его поражают; то он одолевает, то его одолевают; но он все еще стоит. Если же ему случится пасть, то как он может, лежа на земле, бороться с врагом своим? А мы молимся о себе, чтобы нам не только пасть от врагов своих, но и **да тщи отпадем**. Что значит: **отпасти от враг своих тщу**? Мы сказали, что пасть - значит не иметь более силы сопротивляться, но лежать на земле; а быть **тщу** значит не иметь ничего доброго, чтобы и каким-нибудь образом (можно было) встать. Ибо кто в силах встать, тот может приложить попечение о себе и каким-либо образом снова вступить в бой. Потом говорим: **да поженет убо враг душу мою, и постигнет**; не только да **поженет**, но **да и постигнет**: да будем ему покорны, да повинуемся ему во всем, и в каждом деле, да одолеет он нас, если мы воздаем злом делающим нам злое. И не только об этом молимся, но и **да поперет в землю живот наш**. Что такое **живот наш**? Жизнь наша суть добродетели, и мы молимся, чтобы враг попрал в землю жизнь нашу. Да будем совершенно земными, и все мудрование наше (да будет) пригвожденно к земле. **И славу нашу в персть вселити**: что же **слава наша**, если не то ведение, какое приобретается душею чрез хранение святых заповедей. И так мы просим, чтобы (враг) обратил **славу нашу**, как говорит Апостол, **в студ наш**, чтобы в прах вселил ее и сделал жизнь нашу и славу нашу земными, дабы мы ничего не мудрствовали по Богу, но все только телесное, плотское, как те, о которых Бог сказал: //не имать пребывати дух Мой в человецех сих, зане суть плоть// ([[old:gen:06:03|Быт. 6,3]]). Видите, когда мы поем все сие, мы проклинаем самих себя, если воздаем злом за зло. А как часто воздаем мы злом за зло, и не заботимся о сем, но оставляем это без внимания! //**Из поучения 8-го. О злопамятности.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ==== Ст. 5-6 **Аще воздах воздающим ми зла: да отпаду убо от враг моих тощь. Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит** У добродетели много видов, не целомудрие только и благоразумие, но и мужество и справедливость. Посему Давид свидетельствует здесь не о том, что достиг он высокой добродетели, но что, не сделав ни малейшей обиды врагам, не справедливо терпит от них гонение. Не только, говорит, сам я не начинал обиды, но даже никогда не соглашался мстить обидевшим. Многократно имея у себя в руках Саула, не воздал ему за несправедливую неприязнь. Посему умоляю Тебя, Владыка, премудро все ведущаго, судить меня правдиво, и если сделал я когда что-либо подобное, лишить меня Своей попечительности (ибо сие выражает словами: **«да отпаду убо от враг моих тощь»**, и отдать меня в руки неприязненным, чтобы не только лишили меня дарованных мне Тобою славы и царства, но и предали поносной смерти. Ибо сие разумел, сказав: **«славу мою в персть вселит»**. ===== Евфимий Зигабен ===== **аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь** См. Толкование на [[old:ps:007:04#evfimij_zigaben|Пс. 7:4]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь** См. Толкование на [[old:ps:007:04#ep_irinej_orda|Пс. 7:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь** См. Толкование на [[old:ps:007:04#lopuxin_ap|Пс. 7:4]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь** См. Толкование на [[old:ps:007:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 7:4]] [<10>]