[<10>] ====== Толкования на Пс. 7:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела** **Стрелы Своя сгараемым содела.** **Стрелами** называет наказание, а под **сгараемыми** разумеет достойных огня. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела** См. Толкование на [[old:ps:007:13#svt_ioann_zlatoust|Пс. 7:13]] ===== Свт. Василий Великий ===== **и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела** См. Толкование на [[old:ps:007:13#svt_vasilij_velikij|Пс. 7:13]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела** См. Толкование на [[old:ps:007:13#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 7:13]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела** **И в нем уготова** (и наложил на него) **сосуды смертные** (орудия смерти) Под этим образом наказания чрез расстреляние из лука нужно разуметь вообще самые разнообразные виды смерти,—как то: смерть от меча, смерть от огня, от воды, от землетрясения, от поглощения землею, от разного рода болезней. Все это суть орудия смерти, чрез посредство которых она собирает свою дань. Следует заметить, что хотя здесь и употребляется человеческая речь, но она должна быть понимаема достойно величия Божия. Если же пророк употребляет здесь выражения грубые и материальные то это делает он только ради того, что бы речь его могла быть удобовразумительною для его слушателей. Пророк вообще нередко пользуется в своих псалмах подобного рода грубыми выражениями, снисходя к слабоумию своих слушателей. По этой-то именно причине он и изображает Бога как бы с мечем в руках, имеющим при себе лук, стрелы и другие военные снаряды, отточивающим свое орудие, натягивающим лук; изображает с тою целью, дабы увеличить этим страх в слушателях и тем успешнее подействовать знакомыми им названиями оружия на окаменевшую их душу. Тот конечно не нуждается в оружии подобного рода, один взгляд которого заставляет трястись землю, в руке которого всякое дыхание, который рассыпает горы крепостию своею и производит все другое, что передали нам о неизреченном Его могущества учители боговедения. **Стрелы своя сгараемым содела** Здесь пророк ободряет праведников. Наказания, говорит он, Божии приготовлены собственно для нечестивых. **Сгараемыми** он называет здесь тех, которые совершенно лишены влажности добрых дел и которые настолько уже сделались сухими к упражнению в добре, что стали легко воспламенимы от огня наказания; они даже могут быть названы наказываемыми, то есть как бы находящимися уже в огне наказания, так как оно ожидает их непременно. Или также **сгараемым**, иначе говоря—тем, которые горят в огне страстей, гнева, плотских вожделений, любостяжания и проч. Изобразивши таким образом выше многоразличный гнев Божий и угрожая этим гневом людям нечестивым, далее пророк преподает нам никоторые наставления, заимствованные им от настоящих вещей и потом обращает речь свою к Авессалому. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== ** и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела.** Дабы не возмнил кто, что стрелы Божия удобно отразить или избежать их возможно: того ради нарицает стрелы оныя сосудами смертными, сиречь //орудиями// смертоносными, соделанными из вещества загарающагося, каковы бывают стрелы молниины, которыя с непонятною скоростию, и с великою силою все проникают в миг, так что предупредить или избежать их никак не возможно. Имя сосуда повсюду в Писаниях берется за орудие, как-то во [[old:ps:070:22|Пс. 70, 22;]] [[old:ish:22:17|Ис. 22, 17]]; [[old:ier:50:25|Иер. 50, 25;]] [[old:ier:51:20|Иер. 51, 20]]. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Сергий Терновский ===== **и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела** **Стрелы своя сгараемыми содела.** По общему мнению Василия Вел., Афан. и Феодор., под сгораемыми разумеются люди, воспламененные страстию, а душу сожигает, говорит св. Василий, плотская любовь, любострастие, гнев и пр. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела** См. Толкование на [[old:ps:007:13#lopuxin_ap|Пс. 7:13]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела** **Сосуды смертные** значит: орудия смертоносные; выражение: стрелы Своя **сгараемым содела** значит, что стрелы, которыми обыкновенно стреляли из лука, сделаны у Грозного Судии Бога из вещества загорающегося и все разрушающего, каковы бывают, например, «молниеносные стрелы, которые с необъяснимою скоростью проникают всюду и на пути своем беспрепятственно и с непостижимою силою поражают все, что бы ни случилось». Таким образом, смысл 14-го стиха в связи с предыдущими может быть выражен так: у Бога, Верховного и Праведного Судии, на нераскаянных грешников приготовлено такое страшное оружие, которое поражает смертоносными стрелами, сделанными наподобие воспламеняющихся молниеносных стрел, от которых ни укрыться, ни отразить их ничем невозможно. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]