[<10>] ====== Толкования на Пс. 7:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела** **Ров изры, и ископа и**. Уготовав смерть Спасителю Христу, сам предается смерти. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела** См. Толкование на [[old:ps:007:15?&#svt_ioann_zlatoust|Пс. 7:15]] ===== Свт. Василий Великий ===== **ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела** **«Ров изры и ископа и».** В Божественном Писании находим, что ров берется не в очень хорошем смысле; как кладезь водный - не в худом смысле. Ибо был ров, куда брошен Иосиф своими братьями. И когда Господь поражает - поражает //«от первенца Фараонова до первенца пленницы, яже в рове»// (ср.: [[old:ish:12:29|Исх. 12,29]]). И в псалмах сказано: //«Привменен бых с низходящими в ров»// [[old:ps:087:05|(Пс. 87,5)]], и у Иеремии: //«Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати»// [[old:ier:02:13|(Иер. 2,13)]]. Да и у Даниила описан ров львиный, в который был ввержен Даниил. А кладезь ископывает Авраам, ископывают также отроки Исааковы. При кладезе успокоился ушедший из Египта Моисей (см.: [[old:ish:02:15|Исх. 2,15]]). И от Соломона приемлет заповедь //«пить воды от своих сосудов и от своих кладенцев источника»// (ср.: [[old:pr:05:15|Притч. 5,15]]). И Спаситель при кладезе беседует с самарянкою о Божественных тайнах. А почему ров берется в худом значении, кладезь же в хорошем, тому полагаем следующую причину: вода во рвах бывает пришлая, падающая с неба, а в колодцах водяные жилы, засыпанные землею пока место не разрыто, обнаруживаются, как скоро сняты покрывающие их глыбы земли или лежащие сверху другие вещества, входящие в состав земли. **Беседы на псалмы. Беседа на псалом седьмой.** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 15-16 **Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет** Запутается в собственных сетях своих, получит награду за труды свои, и уловлен будет мрежами, какия разставил для уловления других. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ров изры** (вырыл) **и ископа и** (укопал его) **и падеть в** (ту) **яму, юже содела** Он готовил, говорит, мне опасность, и опасность такую, от которой я едва мог избавиться, что именно выражается в уподоблении этой опасности рву. Как из рва нельзя уже убежать тому, кто в него попал, особенно если ров этот ископан, то есть вдвойне углублен, подобно этому и та опасность, которую готовил для меня отцеубийца— мой сын, имеет с одной стороны глубину коварства, с другой она снабжена смертностною окружностию. Но он сам попадет в эту опасность, в наказание за то, что хотел поймать в нее меня. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела.** Сими и следующими за сим словами доказывает Пророк, что нечестивые люди тем самым действием, которым вред причиняют праведным, самим себе вредят. Сие же праведное наказание насылает на грешников Бог, устрояя чудесным промыслом Своим так, дабы все умыслы и коварства их на них самих обращалися. В доказательство сего употребляет слова преносныя, взятыя, во-первых, от жены, мучащияся родами, и производящия плод непотребный, сиречь, изверга. Во-вторых, от человека, копающаго ров или яму, и самого во оныя впадающаго. Наречие указательное, //се//, означает презрение или насмешку. //Се//, глаголет, //боле// нечестивый наветник //неправдою//. Чего ради? Понеже //зачат// злую зависти //болезнь//. И что по сем? //Роди беззаконие//, или, как в Еврейском тексте изображено, //ложь//, мечту и призрак. //Ров изры и ископа//. Чего ради? Дабы праведнаго или тайно, или явно погубить. Но что из сего? Сам окаянный //падет в яму, юже содел//а другому. Отсюду явствует, каким родом болезни мучился грешник. Зачатие болезни есть зачатие зависти, или ненависти на ближняго, яже суть семена или начала зол; а рождение, последующее за сим, есть плод оныя. И праведно зачатие зависти или ненависти нарицает зачатием болезни: понеже зависть и ненависть мучат и терзают душу завидующаго и ненавидящаго. От сего злаго семене зачатаго раждается плод растленный, или дело беззаконное, яко то: убийство, хищение, ложь, клевета, ложное свидетельство, клятвопреступление, измена Богу, Государю, Церкви и ближнему. Итак слова сии, //боле неправдою//, положены здесь вместо оглавления, а потом вкратце изъяснены чрез оныя слова: //зачат болезнь, и роди беззаконие//. А понеже сказал, что грешник родил беззаконие, то есть, ненависть на праведнаго; того ради присовокупляет, что и ров ископал: //ров изры, и ископа и//, которым подобием означает, что грешник иногда явно, а иногда тайно устрояет козни праведному. И понеже рождение и копание суть действия трудныя; то сим означается, что злыя дела не без болезни и труда содеваются. За сим следует: //и падет в яму, юже содела//. Чем показывает Пророк, что злыя оныя дела грешников самим им точию вредят, как сказано выше. Далее то же самое изображая другими словами, присовокупляет: //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела** См. Толкование на [[old:ps:007:15#ep_irinej_orda|Пс. 7:15]] ===== Лопухин А.П. ===== **ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела** См. Толкование на [[old:ps:007:13#lopuxin_ap|Пс. 7:13]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела** См. Толкование на [[old:ps:007:15#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 7:15]] [<10>]