[<10>] ====== Толкования на Пс. 8:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Овцы и волы вся, еще же и скоты польския** **Овцы и волы вся.** Этим дает разуметь уверовавших из израильтян. **Еще же и скоты польския**, — этим означает язычников. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Овцы и волы вся, еще же и скоты польския** См. Толкование на [[old:ps:008:07#svt_ioann_zlatoust|Пс. 8:7]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **овцы и волы вся, еще же и скоты польския** См. Толкование на [[old:ps:008:06#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 8:6]] ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 8-9 **Вся покорили ecи под нози его: овцы и волы вел, еще же и скоты польския** (скот полевой), **птицы небесныя, и рыбы морския, преходящия** (ходящих) **стези морския** (по стезям морским) Эти слова также как и предшествующие, заимствованы из книги Бытия. //И обладайте рыбами морскими//, говорится там, //и птицами небесными и всеми скотами, и всею землею// ([[old:gen:01:28|Быт. 1, 28]]). Сказавши что, //вся// покорил Творец под ноги человека, пророк начинает перечислять затем по частям это покоренное, упоминает первое всего о более прирученных человеком животных —//овцах//. Скотами польскими называются обыкновенно все те четвероногие, которые пасутся на полях; скот же есть всякое четвероногое, имеющее вперед и книзу наклоненную голову. Под //скотами// (скоты сказано, а не скот) пророк разумел без сомнения всех вообще животных, живущих на суше, как ручных, так и диких; потому что все они были отданы Творцем в услужение человеку, и он имел бы власть над всеми и доселе, если бы сохранил прежнее достоинство души. //Птицы небесные//,—иначе говоря птицы воздушные; пророк употребил здесь название неба в не собственном смысле, вместо воздуха, что встречается нередко и у нас, так как воздух представляется нам разлитым над нашими головами подобно небесному своду. Обратив потом свое внимание на все множество рыб, пророк все это бесконечное разнообразие хочет обнять несколькими словами, сказав: //преходящия стези морския//, употребляя вместо мужского рода средний, без сомнения он имел в виду тем самым указать на различные роды рыб. Мы толкуем так настоящей псалом относительно простого обыкновенного человека. Между тем по наведении можно изъяснять его и в отношении к человечеству Иисуса Христа, как понимает апостол Павел в своем послании к Евреям. Что такое, как бы так говорит пророк, человечество, воспринятое на себя Богом — Словом, чтобы воспоминать о нем, говоря: //Сей есть Сын Мой возлюбленный// ([[new:mf:03:17|Матф. 3,17]])? Сыном же человеческим (сын человечъ) пророк назвал Иисуса Христа для того, чтобы опровергнуть учение тех, которые думают, что Христос вместе с Собою свыше принес свою плоть на землю. По той же конечно причине и Сам Господь нередко в Евангелиях называет Себя сыном человеческим, давая этим понять, что Он приготовил себе храм, то есть телесный состав из девственных и чистых кровей Богородицы. Кто же родился от жены, тот по справедливости и называется сыном человеческим, ибо и жена есть человек. Посетил же его, потому что //предзрех//, говорит, //Господа предо мною выну, яко одесную мене есть// [[old:ps:015:08|(Псал. 15,8)]].— //Умалил ecи его малым чимъ от Ангел// сказано потому, что Иисус Христос испытывал и жажду и голод, и подвергался действительным страданиям телесным. //Венчал его//, то есть украсил: славою же, то есть божеством, //честию//, иначе сказать превосходством пред ангелами, почему они нередко Ему служили; или также честию указываете на то наименование Иисуса Христа Богом, которое усвояют Ему верующие и на то богопочитание, которое они Ему воздают. //Вся покорил//, как новому Адаму, сохранившему неповрежденными в себе образ и подобие Божие. Далее //овцы//.—Это по наведению суть уверовавшие во Христа язычники, которых Он разыскал блуждавших до Него на разных горах и на пригорках и собрал их в свой овчий двор. Волы же, это иудеи, несшие на себе тяжелое иго закона Моисеева. А //скоты польския//, это те, которые, не приняв ни закона Моисеева, ни закона благодати, но служа идолам и блуждая по равнинам и низменностям нисхождения настоящей жизни, не могут подняться на высоту созерцания. //Птицы небесныя// суть ангелы: //рыбы// же //морския//—демоны суть, которые, подобно рыбе, прыгают над волнами настоящей жизни и питаются горечью и соленостию наших нечистых деяний. Все покорятся наконец Иисусу Христу, потому что Ему некогда поклонится всякое колено небесных, и земных, и преисподних. Не излишнее также, думаем, будет предложить и еще одно объяснение слов: //умалил ны// и проч. То есть, что умалил разумеется—не пред ангелами, но пред славою Бога—Отца. И таким образом место это должно понимать так: Ты, Боже, Отец Господа нашего Иисуса Христа по божеству, //умалил Его малым чим// пред Твоим достоинством, по причине плотской Его природы. Дальнейшие за сим слова в таком случае должно уже читать так: над ангелами //славою и честию венчал ecи Его//, то есть больше всякого ангела. Ибо никто из ангелов не получил как имени Божия, так равно и таких служителей, как Христос. ===== Лопухин А.П. ===== **овцы и волы вся, еще же и скоты польския** См. Толкование на [[old:ps:008:06#lopuxin_ap|Пс. 8:6]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **овцы и волы вся, еще же и скоты польския** См. Толкование на [[old:ps:008:06#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 8:6]] [<10>]