[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Возвеселюся и возрадуюся о тебе, пою имени твоему, Вышний** Другой переводчик (Акила и Симмах) говорит: //и похвалюсь (gauriásw)//. //Пою имени твоему, Вышний//. Другой (Симмах): //воспою имя (Ásw tÓnoma) твое//. Не маловажный вид любомудрия – в том, чтобы веселиться о Боге. Кто веселится о Боге, как должно, тот отвергает всякое житейское удовольствие. Что значить: **"возвеселюсь о Тебе"**? В том, говорит, моя радость, в том мое весе­лие, что я имею такого Владыку. Кто знает это удовольствие, как должно знать, тот не чувствует других удовольствий. Это есть удовольствие в собственном смысле, а все прочие только носят имя удовольствий, а на самом деле не таковы. Оно возвышает человека, оно освобождает душу от тела, оно возносит к небу, оно поставляет выше всего житейского, оно избавляет от зла. И весьма естественно. Если пленяющиеся красотою телесною не чувствуют удовольствия ни от чего дру­гого в жизни, но стремятся только к одному – к лицезрению любимого предмета, то любящий Бога, как должно любить, может ли чувствовать что-нибудь приятное или прискорбное в настоящей жизни? Не может – ничего; он выше всего этого, наслаждаясь бессмертным удовольствием, потому что таков и предмет любви его. Любящие что-нибудь другое скоро и против воли за­бывают любимые предметы, так как они увядают и поги­бают; а эта любовь беспредельна, бессмертна, доставляет выс­шую радость и большую пользу, и тем самым еще более воо­душевляет любящего, что никогда не уничтожается. **"Воспою имени Твоему, Вышний"**. Это особенно свойственно любящему. Любящие поют песнопения в честь любимых и, хотя бы сами не ви­дели их, утешают себя пением. Тоже самое делает и пророк. Так как Бога видеть невозможно, то он составляет в честь Его псалмы, входит с Ним в общение посредством песнопений, воспламеняет свою любовь и как бы созерцает Его, или – лучше – посредством песнопений и псалмов возбуж­дает любовь к Нему во многих других. Как любящие пре­возносят своих любимых похвалами и везде прославляют имена их, так точно поступает и пророк: **"воспою"**, говорит, **"имени Твоему, Вышний"**. Смотри, как он отрешился от земли и всем своим существом прилепился к тому (Высочайшему существу), пре­дав себя Богу. Потому он непрестанно и повторяет имя Его, что так свойственно поступать любящему. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Возвеселюся и возрадуюся о тебе, пою имени твоему, Вышний** См. Толкование на [[old:ps:009:03#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 9:3]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Возвеселюся и возрадуюся о тебе, пою имени твоему, Вышний** **Возвеселюся и возрадуюся **(стану трепетать от радости)** о Teбе** Я сделаю, говорит, это непременно, потому что получил доказательство Твоего заступления и всемогущества. //Помянух//, как говорит пророк в другом псалме, //Бога и возвеселихся// [[old:ps:076:04|(Пс. 76:4)]]. Так как один только Бог есть истинное утешение наше, так равно и один Он только может спасти нас. Трепетание или прыгание от радости, выраженное по-славянски словом //возрадуюся// указывает на сильную радость, так что даже самое сердце от этой радости должно было сильно затрепетать в радующемся. **Пою **(воспою)** имени Твоему, Вышний** В древности был обычай, что люди, питавшие к кому-нибудь особенную любовь, слагали в честь предмета своей любви стихи и песни, и этим способом старались облегчать свою тоску по любимому лицу. Пользуясь заимствованною отсюда метафорою, пророк хотел изобразить словом //пою// свою сильнейшую любовь к Богу. Но в этом слове видно также и то, что песнь любви пророка имела излиться из его уст в соответствующей случаю стихотворной форме. Далее, воспою я, продолжает он, свою песнь не самому существу Божию, потому что оно непостижимо, но Твоему имени святому, Боже, искусно слагая в честь его достойную хвалебную песнь. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Возвеселюся и возрадуюся о тебе, пою имени твоему, вышний.** То же самое изъясняет иными словами, аки бы рекл: исповемся Тебе веселяся и радуяся, яко да будет веселие в сердце, а радость во внешнем движении тела, и таки всем сердцем и всеми душевными и телесными чувствы //повем чудеса Твоя, и воспою имени Твоему//, о Всеблагий и Всевышний Боже! Таково есть свойство благодарного духа. Он воспевает песни Благодетелю, и хотя не видит Его, но песнопением изъявляет Ему признательность свою. Тако и пророк творит. поелику Бога лицем к лицу видеть не могл, творит песни Ему, посредством песнопений сопребывая Тому, и мняся видети Его. И якоже любящие возглашают похвалы любимым, и имена их всюду возвещают: тако и сей: //пою, глаголет, имени Твоему, Вышний//, нарицая Вышним, возвышает свое земное вещество к оному превыспреннему Существу, и сего ради непрестанно и повсюду произносит Его имя. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Возвеселюся и возрадуюся о тебе, пою имени твоему, Вышний** См. Толкование на [[old:ps:009:02#lopuxin_ap|Пс. 9:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Возвеселюся и возрадуюся о тебе, пою имени твоему, Вышний** См. Толкование на [[old:ps:009:02#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 9:2]] [<10>]