[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица твоего** См. Толкование на [[old:ps:009:02#svt_afanasij_velikij|Пс. 9:2]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица твоего** Другой переводчик (Сииммах) говорит: //так как обрати­лись враги мои назад, преткнулись и исчезли от лица твоего//. И это особенно свойственно любящему, – чтобы постоянно говорить о благодея­ниях любимого и восхищаться ими; это происходит от любви и опять возбуждает любовь. Не погрешит тот, кто скажет, что пророк говорит здесь и о невидимых врагах, потому что и они обращаются назад, когда встречают душу мужественную. Как копье, ударяясь о щит слабый, проби­вает его, а, ударяясь о твердый и упругий, не причиняет ему никакого вреда, но затупившись отражается назад, так точно бывает и с душою. Если диавол находит душу слабую и беспечную, то бросаемые им стрелы проникают в глубину ее; когда же находит крепкую и сильную, то удаляется без успеха, не причинив ей никакого вреда, так что происходит двоякая, или – лучше – троякая польза: душе он не причиняет никакого вреда, но еще делает ее более крепкою, и сам от того становится более слабым. Смотри, как пророк возве­щает силу Божию. **"Изнемогут и погибнут"**, говорит, от **"от лица Твоего"**. Слыша опять о лице Божием, не подразумевай ничего телесного. Здесь он выражает деятельность и явление Бога, и легкость, с какою действует сила Его, как говорит он в другом месте: //"Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись"// [[old:ps:103:32|(Пс.103:32)]]. Тоже самое он выражает и здесь. Одного взгляда Его достаточно для того, чтобы погубить нечестивых. Если присутствие святых делает силу бесов бессильной, то тем бо­лее – присутствие Божие; если молния Его, являясь, устрашает всех, то представь, как нетленная сила Его устрашает и по­губляет злых. Видишь ли свойство песнопений? Видишь ли способ славословия, как пророк возвещает силу Божию? Не маловажный урок любомудрия он преподает нам и здесь, в словах: //"воспою имени Твоему, Вышний, при обращении врага моего вспять"//. Какой же именно? Тот, что он не только во время бедствий, но и во время благоденствия не забывался. Многие, бу­дучи смиряемы бедствиями, делаются более ревностными в до­бродетели, а наслаждаясь благами, становятся нерадивыми и беспечными, как говорит он далее об иудеях: //"когда Он умерщвлял их, они искали Его"// [[old:ps:077:34|(Пс.77:34)]]. Но не таков был псалмо­певец: он и во время благоденствия не забывался и бодрство­вал. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица твоего** Изнемогают демоны, когда чрез исполнение заповедей уменьшаются в нас страсти: погибают, когда в силу бесстрастия души совершенно исчезают из нее, не находя в ней того, чем держались в ней, и чем воевали против нее. Сие-то значит: **изнемогут и погибнут от лица Твоего**. //**Главы о любви.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего** //Симмах// перевел сие так: буду петь имени Твоему, Вышний, когда враги мои будут обращены вспять, преткнутся и погибнут от лица Твоего. Ибо увидев, что неприязненные мне сокрушены и обращены в бегство, а потом взяты в плен и преданы конечной гибели, буду песнословить Тебя, и не престану воспевать Твои благодеяния. Сие говорит Пророк о человеческом естестве, как избавившийся от губителя, и по благодати Божией приобретший свободу. Ибо псалом сей не от лица Самого Спасителя, как предполагали некоторые, но к Нему паче, как к Благодетелю, произносится ощутившими на себе Его благодеяния, что показывают самые выражения псалма. ===== Евфимий Зигабен ===== **Внегда возвратитися **(при возвращении)** врагу моему вспять **(назад)**, изнемогут и погибнут (враги) от лица Твоего** Пророк начинает исчислять наконец роды благодеяний Божиих, долженствующих служить предметом настоящего его исповедания или благодарения. Враг, тиран рода человеческого—сатана некогда имел дерзость искушать Самого Спасителя, и, как какому-нибудь обыкновенному человеку, предлагать свое содействие; но когда услышал от Него следующие слова: //иди за Мною, сатано// [[new:mf:04:10|(Матф. 4, 10)]], тогда он тотчас почувствовал присутствие пред собою непобедимого могущества и со стыдом оставил Спасителя. А как скоро побежден и обращен был в бегство этот начальник темных сил, то вместе с тем, конечно и все, находящиеся у него под властью эти силы изнемогли или признали себя слабыми и погибли, лишившись своей власти, как бы некоторой своей души. И так как Иисус Христос остался затем до самой смерти своей безгрешным, то этим способом Он уничтожил самого диавола, а нас облачил во оружие спасения, то есть в божественное крещение, и даровал нам сверх того упражнение и оплот в божественном своем учении, оставил нам пример для жизни в собственном жительстве и указал нам путь, возводящий на небо. Демоны после всего этого сделались пред нами совершенно бессильными и не имеют теперь никакой власти над нами, если только мы сами добровольно и по нерадению нашему не подпадаем под эту власть их чрез нерадение об исполнении заповедей Божиих. Далее, от лица// Твоего//, то есть от страха Твоего. Ибо в сражениях именно лицо неустрашимого победителя становится страшным для побеждаемого врага. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица твоего.** Отсюду начинает повествовать о победе Христовой над диаволом, и над всеми сообщниками его, присовокупляя первую причину, чего ради исповедуется Богу всем сердцем, повествует чудеса Его, веселится и радуется, воспевая песни имени Всевышняго. Понеже де Господь силою креста Своего обратил врага моего диавола в бегство, низвергнул его во ад, откуду он вышел, а за сим и скверные сообщники его, познав бегство вождя своего, изнемогли, разсыпалися, исчезли и погибли. О котором бегстве диавола тако глаголет Сам Господь во Евангелии: //ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон// [[new:in:12:31|(Ин. 12:31)]]. Примечай же, како проповедует Божию силу. //Изнемогут//, глаголет,// и погибнут//, но от чего? //От лица Твоего.// Слыша лице, ничтоже да возмниши телесное; Пророк показывает здесь действие и явление силы Его, и якоже инде глаголет: //призираяй на землю, и творяй ю трястися//[[old:ps:103:32| (Пс. 103:32)]]: тако и здесь то же вещает, един бо взор Божий довлеет погубить нечестивых. И ежели присутствие Святых творит силу бесов немощною, кольми паче Божие[[new:act:16:start| (Деян. 16)]]. Ежели блистающая Его молния поражает всех ужасом: помыслы об оной вседействующей силе, како поражает, како злых погубляет. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего** По изъяснению некоторых из св. отцов, пророк Давид разумеет в этих словах внутренних, домашних врагов, как-то: Саула, Авессалома и других, и внешних, делавших нападения на царство еврейское; а другие, под именем врага, в духовном смысле разумеют невидимого врага – дьявола, который возвратился вспять, назад – в ад, откуда исшел, будучи побежден и прогнан силою креста Христова, и сообщники его – злые духи, потому что и они возвращаются назад, когда встречают мужественную душу, и они потеряли свою прежнюю силу, изнемогли, как бы погибли. А потому, выражая радость свою о победе над врагами, пророк говорит так: «Буду петь имени Твоему, Вышний Господи, когда враги мои будут обращены вспять, преткнутся и погибнут от лица Твоего». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]