[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век и в век века** **Запретил еси языком, и погибе нечестивый.** Очевидно, разумеет мысленных врагов. **Имя его потребил еси во век.** Говорит о мысленном змие или о диаволе. Поелику запрещение значит и исправление; то можно сказать, что, по исправлении язычников Апостолами, **погибе нечестивый**, когда угасло и прекратилось на жертвеннике его курение тука. Ибо после того, как **запретил языком** и обратились они ко Господу, действовавший в них, когда были сынами противления [[new:ef:02:02|(Еф. 2, 2)]], диавол погиб с идольскими храмами, которые, подобно городам, вмещали в себе множество привязанных к злочестию, и до того погибли, что не осталось и следа их. Можно толковать это и о последнем суде. Ибо тогда запретить Господь грешным и вконец погибнет диавол, сей в подлинном смысле **нечестивый**. И города, по истреблении издревле обитавшего в них злочестия, приимут в себя назидание благочестия. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век и в век века** См. Толкование на [[old:ps:009:05#svt_ioann_zlatoust|Пс. 9:5]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век, и в век века** То есть, не потерпел, чтобы долее оставался без призрения человеческий род, несчастно порабощенный злым мучителем; но подобно некоему судии, возседшему на высоком некоем престоле среди страшнаго судилища, наложил на него такое наказание, что память его предана будет конечному забвению. А слова: **«запретил еси языком, и погибе нечестивый»** имеют следующий смысл: чрез священных Апостолов, и бывших после них проповедников истины, преподал Ты язычникам божественные догматы. И поелику язычники приняли их, и освободились от заблуждения; то **«погибе нечестивый»**, не имея у себя обольщенных и покланяющихся ему. Так Павел и Варнава, когда Ликаоняне покушались принести жертву, запрещали сие, взывая: //«мужие, что сия творите? И мы подобострастни есмы вам человецы, от сих суетных»// обращающие васъ //«к Богу»// ([[new:act:14:15|Деян.14:15]]). Так блаженный Павел выговаривал Галатам: о //«несмысленнии Галате, кто вы прельстил есть, имже пред очима Иисус Христос преднаписан бысть распят»// ([[new:gal:03:01|Гал.3:1]]). Так выговаривал и Коринфянам: //«отнюд слышится в вас блужение, и таково блужение, яково же ни во языцех именуется»// ([[new:1kor:05:01|1Кор.5:1]]). Посему запретил //«языком, и погибе нечестивый, и имя его»// истребил в //«век века»//. Совершенно уничтожены и конечному преданы забвению нечестивые обряды, так что из живущих ныне никто и не знает таинств нечестия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век и в век века** **Запретил ecu языком **(упрекнул с бранью народы)**, и погибе нечестивый** Ты упрекнул, говорит, с бранью народы за их заблуждение, и сатана тотчас же убежал от них прочь, не в состоянии будучи противостать истине. И сами апостолы еще жесточе этого порицали иногда язычников за их заблуждение, как, например, апостол Павел, называя Галатян: //о несмысленнии Галате// ([[new:gal:03:01|Гал. 3,1]]). Сознав справедливость порицания, они отстали потом от несмысленного своего идолослужения, а как скоро это случилось, то вместе с тем уничтожен был и самый виновник и рачитель сего—диавол. Такую-то силу имело одно только слово упрека, исходящее из уст святых Божиих. **Имя его потребил ecu **(изгладил)** в век и в век века** Когда демоны восхитили себе Божескую честь, то порабощенные ими люди дали им имена, как например представляет нам это забавная родословная богов или Феогония Гезиода. Дабы не перечислять их всех, я назову здесь только некоторые ради примера. Так известны между прочим имена Зевса или Юпитера, Арея или Марса, Аполлона, Гермеса или Меркурия, Артемиды или Дианы, Афродиты или Венеры и множество других. Эти имена, с распространением между людьми слова домостроительства нашего спасения, изгладились из памяти народной, как божеские, и не приобретут уже себе прежнего почета ни в веке настоящем, ни тем более в веке будущем. Так именно должно понимать выражение //в век века//, так как самое слово век значить вечное бытие или вечность. Заметим, что предметы особенно достойные уважения и внимания Писание обыкновенно обозначает подобного рода выражениями, как например «Святая святых, Песни песней, Субботы суббот и подобн.» Или: выражение //в век века// означает усиление, и употреблено вместо «навсегда» или «навеки». Потому что впредь навсегда уже были оставлены людьми, как мнимосвященные празднества в честь демонов, так равно и изглажены из памяти прежних их чтителей самые имена их. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век и в век века.** Христос, яко Бог, не имеет нужды ни в оружии, ни в мече, ни в луке, ни в стрелах, но Ему довлеет запретить словом, и вся бывают. Убо и языкам, сиречь, не знавшим Его народам, запретил словом, сиречь, проповедию изобличив их о //гресе// идолослужения, //о правде и о суде//, как Сам предсказал у Иоанна[[new:in:16:08| (Ин. 16:8)]]. Языки приняли сие, познали Христа и уверовали. И сим образом //погибе нечестивый//, сиречь диавол, дотоле почитаемый во идолах, древах и камениях: а с ним купно погибло и нечестие идолобесия, чрез долгое время царствовавшее. Ныне бо Христос истребил и самое //имя его в век, и в век века//, да ктому не воспоминается, ниже является, аки тень исчезшая, или аки древо, из корене исторженное. Сие пророчество видим совершенно ныне собывшееся. Ибо и самые жиды, бывшие прежде ревностные рачители идолопоклонства, ныне уже не кланяются идолам. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век и в век века** Здесь, вдохновенный от Духа Святого, Давид пророчески переносится мыслью от настоящих, современных ему событий в область будущих судеб Грядущего Мессии – Христа и говорит //о тайных сына//, как сказано в надписании псалма, т.е. о таинственных судьбах Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Прежде всего, представляя ту древнюю, исконную //прю//, //вражду// дьявола против рода человеческого, которая еще в раю определена Правосудием Божиим за грех первого человека [[old:gen:03:15|(Быт. 3:15)]], пророк говорит, что Господь, Праведный Судия, разрешил эту древнюю вражду, послав на землю Сына Своего Единородного для искупления грешного рода человеческого от власти дьявола. Получив от Отца «//власть на небеси и на земли//» [[new:mf:28:18|(Мф. 28:18)]], Иисус Христос разрушил эту вражду, удовлетворив Своею смертью на кресте [[new:ef:02:16|(Еф. 2:16)]] правосудию Божию за грехи рода человеческого, а дьявола, как врага и человекоубийцу, осудив на вечные муки [[new:in:16:11|(Ин. 16:11)]]. Далее пророк говорит о победе Христа Бога над народами, которые до пришествия Его на землю состояли во власти, как бы в плену у дьявола. Не только все язычники были идолопоклонниками, но даже и евреи, этот избранный народ Божий, часто совращались в идолопоклонство и в лице идолов приносили жертвы, поклонялись и служили как бы самому дьяволу. Христос, как Бог, не имеет нужды ни в оружии, ни в мече, ни в луке и стрелах, для Него довольно //запретить// словом, и все будет по Его слову. А потому и **языкам**, т.е. не знавшим Его и служившим дьяволу народам, Он **запретил** словом. Чрез священных апостолов и бывших после них проповедников истины Господь преподал язычникам Божественное учение Свое. Они приняли это учение, уверовали в Божественную истину и освободились от заблуждения [[new:in:08:31|(Ин. 8:31–32]], [[new:in:08:36|36)]], – и тогда **погибе нечестивый**, т.е. дьявол, до тех пор почитаемый у всех народов в лице идолов, деревянных и каменных, серебряных и золоченых, был поражен и посрамлен, а с ним вместе погибло, разрушено и все нечестие идолобесия, так долго господствовавшее между всеми народами. Пророчески предусматривая это поражение дьявола и распространенного им идолопоклонства, пророк обращается к лицу Сына Божия и говорит: «Ты, Праведный Судия, воссел на престоле, разрушил Судом Своим праведным древнюю //прю// мою с врагом невидимым, словом **запретил** язычникам, и **погиб нечестивый** со всем его нечестием; даже самое имя его Ты истребил на веки вечные, **имя его потребил ecи в век и в век века**, так чтобы оно, как дерево, исторгнутое из корня, никогда не являлось и не воспоминалось с честью». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]