[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех** **И бысть Господь прибежище убогому,** то есть, народу нищему духовно. Давид часто называет себя убогим и нищим, хотя был и на царском престоле. Ибо знал, что все человеческое бессильнее тени. **Помощник во благовремениих в скорбех**, как и в другом месте сказано: //во время приятно послушах тебе// ([[old:is:49:08|Ис. 49, 8]]). **Благовремениим** называет время скорби. Ибо хотя и всегда, даже в благоденствии, имеем нужду в помощи, однако же гораздо ощутительнее для нас поcoбиe в скорби. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех** Другой переводчик говорит (Акила): //изнуренному//; третий (Симмах): //сокрушенному//. Он часто называет себя нищим и убогим, хотя был царем; так и в другом месте говорит; //"я нищ и убог"// [[old:ps:039:18|(Пс.39:18)]]. Он знал, ясно знал, что все человеческое ничтожнее тени, что у нас нет ничего собствен­ного кроме добродетели, а все прочее подобно листьям, при­ставшим отвне. А что добродетель есть наша собственность, это видно из следующего: куда бы мы ни пошли, мы несем ее с собою, а все прочее – нет; следовательно, она – собствен­ность наша, а все прочее – чужое. Как из людей мы назы­ваем своим того, кто близок к нам, так и добродетель мы называем принадлежащей нам больше, нежели богатство, потому что она всегда близка к нам. Посмотри на признательную и любомудрую душу про­рока. Хотя он имел и коней, и войско, и многое другое, но, оставив все это, он призывает помощь свыше и все свое спасение возлагает на Бога. Не сказал: моим прибежищем были войска, или деньги, или стены, но: **"был Господь прибежищем убогому"**, Он сам, говорит, доставил мне безопасность. Ничто не может сравниться с этим убежищем, как по удобству, так и по безопасности; прочие убежища и подвер­гаются опасностям, и не могут быть найдены скоро и в готов­ности, но бывают ненадежны и по времени, и по месту, и по множеству других обстоятельств, а это убежище находится близ тебя, если только ты будешь тщательно искать его. //"Тогда ты воззовешь: Он скажет: "вот Я!"// [[old:is:53:09|(Ис.53:9)]]; //"разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?"// [[old:ier:23:23|(Иер.23:23)]]. Здесь нам не нужно ни бежать, ни предпринимать путешествия, но и сидя дома можно находить это убежище. Иногда Бог избавляет от опасностей, а иногда чрез них делает людей славнее и сильнее вра­гов, – и притом, как то, так и другое подает в надлежащее время. Если находящие это убежище ведут себя смиренно, то Он подает то и другое; если же они не вполне показывают такую добродетель, то Он ограничивается первым, чтобы они, получив и второе, не возгордились. А что действительно это часто доводит до гордости, можешь убедиться примером Езе­кии, который возгордился именно по этой причине; впрочем Бог не забыл его, но, так как счастливая победа поселила в душе его гордость, посредством болезни довел его до рас­каяния (Ис.38:1). **"Помощник в нужное время, в скорбях"**? В надлежащее время, благовременно. Здесь пророк говорит о двоякой благовременности: о том, что Бог помогает, и что помогает в надлежащее время. Благовременностью он называет здесь скорбь. Почему? Потому, что она есть мать любомудрия, может освободить человека от смерти и особенно привлекает помощь Божию; при ней исчезает леность и беспечность, при ней мы делаемся усерднейшими в молитвах. Как ненастное время есть самое лучшее для земледелия, так и скорбь – для попечения о душе. Хотя мы всегда имеем нужду в помощи Божией и во время благоденствия, но особенно тогда, когда находимся в скорби. **"Помощник"** – этим выражением он внушает нам и нечто другое, именно то, что и сами мы должны быть деятельными, так как помогающий помогает делающему. Поэтому мы не должны оставаться в бездействии, но привносить и с своей стороны молитвы, милостыни и все прочее. И соратники помо­гают тем, которые сами сражаются, а не тем, которые пали духом и бездействуют. Итак, если хочешь получить помощь от Бога, не оставляй ничего, зависящего от тебя самого. Так Иов получил помощь, потому что сам твердо стоял и боролся; так и апостолы – потому что сами были деятельны. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И бысть Господь прибежище убогому, помощник в благовремениих, во скорбех** Сие: //«во благовремениих» Акила// перевел: во время, а //Симмах//: при времени. Показывает же слово сие, что Господь совершил наше спасение в благопотребное время. Ибо //«убогим»// Пророк называет человеческое естество, по великой нищете беззакония. Благопотребность же сего времени указывает блаженный Павел; ибо говорит: //«егда быхом млади, под стихиями бехом мира порабощени: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем»// ([[new:gal:04:03|Гал.4:3–5]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех** **И бысть Господь прибежище убогому** Убогим или бедным называется здесь народ языческий, который действительно был беден благочестием и добрыми делами и для которого, когда он уверовал, сам Бог стал потом убежищем. Богатство, состоящее в деньгах, неверно и непостоянно, а то—богатство вечное и истинное. Или быть может, хочет сказать здесь пророк, что у Бога нет лицеприятия; Он даже и бедняка прибегающего к Нему принимает и не отвращается. **Помощник во благовремениих **(в дни благополучий)**, в скорбех** Бог помогает прибегающему к Нему, как во благовремениих, т.е. в дни благополучия, так и в скорбях. Всякий может судить по себе самом, что в помощнике нуждаются как те, которые находятся в несчастии, так равно и те, которые находятся в счастии; последним он нужен для того, дабы надежнее и дольше уберечь им свое счастие и чтобы не впасть в бездействие, которое есть мать всех наших несчастий и бед. Некоторые толкователи говорят, что выражение //во благовремениих// здесь значит просто впору или кстати (так как греческое слово ευκαιςια, по-славянски выражаемое словом благовремение, значит не одно только время благополучия, но также и время приличное или удобный случай).—Понимая так это выражение, они истолковывают все приведенное выше место следующим образом: Господь был, говорят они, помощником в скорбях —кстати, то есть именно в такое время, когда человек особенно нуждается в Его помощи. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех.** Из того, что Господь во век пребывает, и имать судити людем в правду, выводит Пророк великое утешение как для себя, так и для всех убогих, сиречь безпомощных, претерпевающих утеснение от сильных, аки бы рекл: да не боится кому убозии, яко Господь седяй на небеси, бысть прибежище убогому. И паки то же самое иными повторяя словами, присовокупляет:// бысть помощник во благовремениих в скорбех.// Что сие: //во благовремениих?// То же, что «во время благопотребное», то есть когда нужда того требует, а именно, //в скорбех//. Тогда бо благовременне Божественная подается помощь, когда одержими бываем скорбию и лишаемся человеческаго утешения. А понеже сие обетование исполняется наипаче на тех, которые знают Бога и прилежно ищут Его, сего ради присовокупляет: //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех** См. Толкование на [[old:ps:009:08#lopuxin_ap|Пс. 9:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 9-12 **И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех** Давид, хотя был и на царском престоле, однако часто называл себя убогим и нищим, потому что ясно сознавал, что все человеческое ничтожно, бессильнее тени. Здесь же он называет убогим не себя только, но и все человеческое естество по его нищете духовной, по его греховности. И вот, представляя Господа Бога Царем вечным и Судиею правосудным, пророк указывает на Него как на единственное утешение для всех убогих, скорбящих и беспомощных: Господь **прибежище убогому**. Он **помощник во благовремениих**, т.е. во время благопотребное, когда нужда того требует, а именно **в скорбех**. Божественная помощь подается благовременно, когда люди, одержимые скорбью, труждающиеся и обремененные, лишены бывают человеческого утешения. А так как исполнение этого чаще всего бывает на тех, которые веруют в Бога, прилежно ищут Его, обращаются к Нему с молитвою, поэтому пророк присовокупляет: **И да уповают на Тя знающие имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи** И в других псалмах обычна, а в этом 9-м псалме особенно заметна частая перемена лиц в речи пророка: обращаясь к Господу Богу, он говорит то во втором, то в третьем лице, т.е. причем речь его обращена или непосредственно к лицу Божию, или он говорит о Боге, обращаясь к людям. Такая перемена происходила, конечно, от вдохновенного чувства пророка, которое руководило его речью и направляло ее то к Богу, то к народу, то к самому себе. В стихе 10 сказал, что **Господь **есть** прибежище убогому** и являет Свою благовременную помощь **в скорбех**, в этом 11 -м стихе он делает уже обращение к Самому Господу и говорит: «Пусть уповают на Тебя, Господи, знающие имя Твое, верующие в Твою вседействующую помощь, потому что Ты не оставил, никогда не проявил пренебрежения к людям, взыскующим Тебя», т.е. с верою и упованием прибегающим к милосердию Твоему. А далее, в стихе 12, речь пророка опять обращена к людям: **Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его** **Живущему в Сионе**, т.е. в Церкви. Сионом называется Церковь, как это уже объяснено обстоятельно и подробно при рассмотрении и объяснении второго псалма. **Живущему**, т.е. Спасителю, Который Сам о Себе говорит так во 2-м псалме: «//Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его//», т.е. над Церковью Вселенскою [[old:ps:002:06|(Пс. 2:6)]]. Сионом называется также небо, как жилище Бога, «небесный Иерусалим» [[old:ps:134:21|(Пс. 134:21)]], град Живаго Бога, как говорит апостол Павел в Послании к Евреям [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22)]]. Под словом начинания Его должно разуметь, по изъяснению блж. Феодорита, великие перемены, которые произошли в Церкви с пришествием Спасителя, и те премудрые меры, которые употреблены Спасителем мира для спасения людей, например смертью дарована жизнь, бесчестием – честь, проклятием – благословение, крестом – спасение [6, с. 45]. Таким образом, в словах сего стиха выражены следующие мысли: пойте Господу и сами хвалите имя Его, и другим народам возвещайте дела Его [[old:ps:104:01|(Пс. 104:1)]], дабы и они, слыша о дивных делах Божиих, восхваляли Его. А какие это дела, – об этом говорит далее. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]