[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих** **Яко взыскаяй крови их помяну**, то есть, взыщет кровей, пролитых за Него, чтобы потребовать за них удовлетворения. **Не забы звания убогих.** **Убогими** называете опять обнищавших ради Него, которые, непрестанно обращаясь к Нему с молениями, просят об отмщении демонам за причиненные ими обиды. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих** Видишь ли, о каких начинаниях говорит Он? О благодея­ниях. Здесь же он внушает великую истину, именно ту, что убийство не совершается безнаказанно, а непременно подвергнется наказанию, как и Моисей в книге Бытия говорит: //"я взыщу и вашу кровь"// [[old:gen:09:05|(Быт. 9:5)]]. Это – знак беспредельного промышления, внимательнейшего попечения Его. Если же Он наказывает не вдруг, не удивляйся этому: Он дает грешникам время – по­каяться. **"Не забыл вопля убогих"**. Посмотри опять, как убогие пользуются его благоволением. Впрочем, здесь говорится не просто об убогих, но о тех нищих духом, о которых гово­рит Христос [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]], потому что особенно молитвы тех бывают услышаны, которые смиренны и сокрушенны сердцем. Здесь внушается и то, и другое – и молитва, и смирение. //"На кого Я призрю", говорит Господь, "на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим"// [[old:is:66:02|(Ис. 66:2)]]? И всегда смирение слу­жит к успешному возношению молитвы, потому что Господь близок к сокрушенным сердцем. Потому молящийся особенно должен быть чужд надменности, чего требует и Павел, когда говорить: //"без гнева и сомнения"// [[new:1tim:02:08|(1Тим. 2:8)]]. Хорошо сказал, псалмопевец: **"вопля убогих"**, называя **"воплем"** расположение души, а не звук голоса; а словом – **"не забыл"** он выражает, что они непрестанно взывали к Богу, но не тотчас получали просимое. Какой же смысл содержится в этих словах? Не подумайте, что Бог забыл и потому не отмщает; Ему свойственно – пре­следовать такие дела, хотя бы даже никто не взывал к Нему; а когда взывают, и сами взывающие смиренны, то – тем более. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих** Тот, говорит Пророк, кто над всем надзирает, и в точности разыскивает происходящее, видел, что диавол усиливается чрез обольщение умерщвлять людей, и потому пришел на помощь терпящим обиду. Сие и означают слова: **«не забы звания убогих»**. Ибо званием называет здесь Пророк, не молитву и не прошение, но то жалкое состояние, навлеченное грехом, в котором постигают и безвременная смерть, и плач, и бедствия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих** **Яко взыскаяй крови их помяну** Все это Бог устроил, после того, как вспомнил о них; прежде же Он как бы не помнил о них, по причине собственного их неверия. Вспомнил, не терпя, чтобы проливалась еще далее язычниками кровь в жертву демонам, так как они иногда закалали даже собственных сыновей и дочерей. Вспомнил равным образом, начав требовать или спрашивать крови от рук проливающих эту кровь, той крови, которую они не употребляли в жертву. Кровию называется здесь месть убийством за убийство, что они делали, подстрекаемые к этому демонами. Это ясно из того, что всякий убийца по Писании имел быть подвергаем известному наказанию, как говорит в книги Бытия: //крови бо вашей изыщу// [[old:gen:09:05|(Быт. 9:5)]]. **Не забы звания **(вопля)** убогих** Когда природа человеческая находилась под владычеством невидимых врагов наших, она казалась в то время как бы вопиющею к своему Творцу; этот вопль она издавала по причине того тяжкого положения или убожества, в каком она находилась. Или быть может здесь содержится и указаниe на то, как древние пророки, воспевали таинство вочеловечения Божия, взывали к Богу, призывая в помощь себе имеющего вочеловечиться Господа; они и убогими или бедными могут быть названы очень кстати, по причине некоторой скудости и незначительности того круга добрых дел, которые они почитали такими, и Бог не забыл этого вопля или звания их. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих.** Пророк доказывает вышереченныя слова: //и бысть Господь прибежище убогому, помощник в скорбех//, и как бы ответствуя на возражение некиих глаголющих, что нередко видим убогих благочестивых не токмо утесняемых от сильных, но и неповинно убиваемых, защищает славу Бога, и глаголет, что хотя Он, по-видимому, и кажется иногда забывающим убогих, но в самом деле бывает не так. Ибо Господь, испытуяй сердца и утробы, или, как пророк выражает,// взыскуяй//, сиречь, истязуяй дела и жизнь человеков, – не оставляет без отмщения крове неповинных, ниже забывает// звания//, сиречь вопля //убогих//, но присно памятует. А что Бог помнит кровь рабов Своих, неправедно пролиянную, сие явно будет, когда и утесняющих казнь, и утесняемых слава откроется. И как не забыл Он крове Авелевы: //кровь бо, рече, брата твоего вопиет ко Мне// [[old:gen:04:05|(Быт. 4:5)]], так не забудет и всякаго убийства, но непременно отмстит, еже и Моисей в книге Бытия показует, глаголя:// крове вашея взыщу//, и самый опыт доказывает: ибо никакое убийство не проходит без наказания, но всегда сопровождается отмщением. И сие есть доказательство безпредельнаго Его промысла и крайняго попечения о убогих. Если же не тотчас взыскует, не дивися: дает бо убийцам время к покаянию, звания же убогих не забывает. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 13-16 **яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных: яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении Твоем. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь есть Господь судбы творяй: в делех руку своею увязе грешник** Пред ст. 14 и 15 можно подразумевать вносный знак и считать эти стихи буквальными словами зова (**звания**) убогих; тогда ст. 16 легко может быть соединен с ст. 13-м таким образом: Ты услышал эту мою молитву (ст. 14-15), поэтому я теперь буду радоваться; наши враги запутались в своей собственной хитрости, и в этом повороте судьбы, в совершении суда, открывшемся в том, что они попали в собственные сети, совершенно очевидно открывается Бог (**знаем есть**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих** Бог //"взыскивает за кровь"//. Войны Давида были оборонительными, он вел их по принуждению, когда соседние языческие народы совершали нападения на границы его государства, проливали кровь его подданных, на защиту которых он и восставал. Так было и при описываемом в псалме нападении сирийцев, борьба с которыми была вызвана нападениями с их стороны. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих** По переводу с еврейского эти слова читаются так: «Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных». //Взыскивать за кровь// значит: отомщать за пролитую кровь, наказывать за убийство. Бог есть Мститель за кровь неповинно пролитую [[old:gen:04:11|(Быт. 4:11]], [[old:gen:09:05|9:5–6)]]. **Звания убогих** значит: вопля, молитвенного вопля убогих, гонимых, угнетаемых. «Потому народы будут уповать на Бога, что Он внемлет молитвам убогих, смиренных и нищих духом и есть мститель за убийство или за всякое поражение, бедствие, учиненное другим» (Толкование еп. Палладия. С. 36). А потому и мы, видя иногда убогих благочестивых гонимыми и обидимыми, а обижающих их, причиняющих им скорби и страдания, безнаказанными и благоденствующими, не должны думать, что те и другие забыта Господом; нет, Господь **взыскаяй крови**, т.е. истязующий сердца и утробы, только долготерпит, дает время обидчикам и убийцам для покаяния, но никогда не **забывает**, не оставляет **звания убогих**, или молитвенных воззваний. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]