[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных** **Возносяй мя от врат смертных.** Для того воздвигаешь меня от земли смирения, чтобы сликовствовал я в небесном Cиoне. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 14-15 **Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных: яко да возвещу вся хвалы твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении твоем** Другой переводчик говорит (Симмах): //песнопения твои//. Третий (Феодотион): //похвалы твои//. По­смотри, как пророк постоянно предается молитве. И избавив­шись от бедствий, и находясь в безопасности, он не перестает молиться и говорит: **"помилуй меня"**, умоляя Бога о будущем. Под­линно, мы всегда имеем нужду в божественном промышле­нии, и еще более тогда, когда избавились от бедствий, потому что в это время нам предстоит другая борьба, которая труд­нее прежней, борьба с леностью и гордостью; и диавол тогда нападает сильнее. Поэтому особенно после избавления от бед­ствий, нам нужна небесная помощь, чтобы нам хорошо пользоваться благоденствием. Так и иудеи, освободившись от егип­тян, вели жестокую борьбу с самонадеянностью и беспечностью; но они не могли вести ее хорошо, почему тогда особенно и подвер­гались смерти. Они не могли мужественно стоять ни против чревоугодия, ни против малодушия, но подражали страстям египтян, которые и погубили их. И Давид, когда избавился от гонений Саула и от других врагов своих и достиг спокойствия, тогда и подвергся более опасной борьбе – страсти не­воздержания, которая и довела его до тягчайшего наказания. Та­ким образом, особенно тогда и нужно бояться, когда мы избав­ляемся от бедствий. Как мы боимся не столько привязанного зверя, сколько отвязанного, так точно и порока можно бояться менее во время скорби, потому что тогда он бывает связан скорбью и другими узами, а во время благоденствия особенно нужно бояться его. Действительно, часто можно видеть, что благоденствие произво­дит больше зла, нежели бедствия. Так Езекия после победы едва не погиб. Потому и псалмопевец в другом месте го­ворит: //"благо мне, что Ты смирил меня"// [[old:ps:118:071|(Пс. 118:71)]]. И здесь он испрашивает милости после избавления от бедствий, и при­чиною помилования приводит то, что он тяжко страдает. **"Усмотри унижение мое от врагов моих"**; и еще: **"возносишь меня от врат смерти"**. Я прибегаю, говорит, к Защитнику и Промыслителю, который всегда подает мне руку помощи. Видишь ли, как он, молясь о будущем, остается благодарным за прошедшее и вы­ражает двоякое благодеяние? Он не сказал: избавляющий меня от врат смертных, но: **"возносишь меня"**, – потому что благодея­ние Божие не ограничивается одним избавлением от бедствий, но и делает избавляемых дивными, славными, знаменитыми, высокими. Также не сказал: от двери, но: **"от врат"**, выражая множество опасностей. **"Чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой"**. Что советовал делать другим, то же делает и сам. **"Возвестите"**, говорит, **"среди народов дела Его"**; то же теперь и я буду делать, и делать не просто, в присут­ствии одного, двух или трех, но среди множества зрителей. **"Возрадуемся о спасении Твоем"**. В этом мой венец, в этом моя диадема, чтобы одержать победу чрез Тебя, чтобы полу­чить спасение чрез Тебя. Так и мы будем искать спасения не каким-нибудь образом, и избавления от бедствий не как бы то ни было, но от Бога. Говорю это к тем, которые во время болезней употребляют заклинания и прибегают к дру­гим чародействам для облегчения болезни. Это значит – искать себе не спасения, а погибели, потому что величайшее спа­сение есть то, которое получается от Бога. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 14-15 **Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных: яко да возвещу вся хвалы твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении твоем** **«Помилуй мя Господи, виждь смирение мое от враг моих»**. Таково, говорит Пророк, было взывание сетований и воплей, заключавшее в себе как бы некое прошение об избавлении от обдержащих зол. **«Возносяй мя от врат смертных:» «яко да возвещу вся хвалы Твоя»**. Вот, говорит Пророк, конец всех благ – избавление от тления и сокрушение смерти. Насладившись сим, всегда будем песнословить благодеяния Твои. **«Во вратех дщере Сиони возрадуемся о спасении Твоем»**. Сионом называет Пророк небесный град, как научил нас блаженный Павел ([[new:evr:12:22|Евр.12:22]]). Вратами же града именует церкви, сущия по всей земле, чрез которыя верующие вошли в оный град. В них-то, говорит Пророк, радуясь и ликовствуя в надежде воскресения, будем песнословить Виновника сих благ. И поелику упомянул о сокрушении смерти; то кстати присовокупил. ===== Евфимий Зигабен ===== **Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных** **Помилуй мя, Господи, виждь смирение **(уничижение)** мое, от враг моих** А эти слова сказаны пророком от лица вообще всякого христианина. Посмотри, говорит, как бы, здесь уверовавши во Христа, на причиненное мне унижение от нечестивых, то есть от врагов моих видимых, и невидимых, которые действительно старались уничтожить весь род христианский. **Возносяй **(Ты, который высоко уносишь)** мя от врат смертных** Вратами смертными пророк называет многоразличные истязания мучеников, обыкновенно доводившие их до смерти; из этих истязаний высшие и главнейшие были конечно те, которые претерпел Сам Спаситель наш. Но приведенные слова можно также относить и к самому Давиду, так как он сам неоднократно терпел уничижение от своих врагов, как и неоднократно чудесно избавляем был от смерти, становясь потом еще более славным, чем прежде, возвеличиваемый очевидною помощью Божиею в этих случаях. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных:** Доселе Пророк хвалил Бога, вообще от лица всех убогих, за Его правосудие, являемое им; а здесь особенно просит помощи и избавления себе самому от настоящих и будущих напастей, от врагов наносимых. //Помилуй мя, глаголет, Господи, виждь смирение мое//, сиречь: молю, милостивне воззри на кротость мою, с каковою сношу озлобления //от врагов моих//. Ибо не все еще опасности мои прошли: много есть врагов видимых и невидимых. Ты убо, Который доселе избавлял меня от многоразличных бед, и от самых опасностей смертельных, аки от врат адовых, исхищал, и ныне такожде избави. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных** См. Толкование на [[old:ps:009:13#ep_irinej_orda|Пс. 9:13]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных** В этих словах пророк просит себе милости, помилования у Господа Бога, просит, чтобы Господь //обратил// внимание на его уничижение, на его бедственное состояние, причиняемое ему врагами его. Смирение здесь означает уничиженное состояние, соединенное с душевными страданиями. Под //вратами смертными// разумеются здесь смертные опасности, величайшие бедствия, угрожающие смертью. Посему содержание всего стиха может быть выражено так: помилуй меня, Господи, Ты, Который не только избавляет от величайших бедствий, угрожающих смертью, но и возносит, прославляет угнетенных, посмотри на страдания, причиняемые мне врагами, и избавь меня от них. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]