[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть** **Постави, Господи, законоположителя над ними.** Кто же законоположитель, кроме Того, Кто ввел у нас закон Нового Завета? **Да разумеют языцы, яко человецы суть.** По чрезмерному демонскому обольщению обратились они в образ скотов, почему и сказано о них: //приложися скотом несмысленным и уподобися им// [[old:ps:048:13|(Пс. 48, 13)]]. В евр. библии начинается далее псалом 10. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== ** Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть** Διαψαλμα – перемена тона (в славянском переводе нет этого слова). Другой (Акила): //постоянно//. Что значит: **"Поставь законодателя над ними"**? Так как они, говорит, делают все самоуправно, не желая отда­вать отчета, то восстань Ты, и да будет для них наказание вместо внушения. Тоже говорит и другой переводчик (Акила), выра­жаясь так: наведи Господи страх на них. Смотри, как он желает им не наказания, но того, чтобы они на­учились, исправились и не жили беззаконно. Да будет им, говорит, наказание вместо внушения, и не только им, но и дру­гим. А чтобы ты видел, какая отсюда польза, как это истреб­ляет их болезнь, выслушай следующее. **"Да знают народы"**, говорит, **"что они люди"**. Смысл слов его такой: многие утратили и это, забыли о своей природе, дошли до безумия, не знают самих себя. И хорошо прибавил он: "//постоянно//", выра­жая, что (нужно знать это) не только во время бедствий, но и во время благоденствия. Если Ты накажешь их теперь, то они, чувствуя сильный страх и помня постигшие их бедствия, будут знать свою природу и тогда, когда достигнут благо­денствия. Видишь ли, как пророк молится за них и желает, чтобы они оставили свое безумие? Подлинно, не знать самих себя – крайнее безумие, хуже умопомешательства. Последнее есть болезнь невольная, а первое есть следствие развращенной воли. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть** См. Толкование на [[old:ps:009:20#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 9:20]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть** **Постави, Господи, законоположителя **(законодателя)** над ними** Под законоположителем или законодателем пророк разумеет здесь Иисуса Христа, по реченному в Писании: //Я поставлен от него царем//; ибо Он, подобно царю и законодателю, дал нам новый закон, именно закон евангельский, Или просто святое Евангелие. **Да разумеют языцы **(народы)**, яко человецы суть** Да научатся, то есть, они потом, впоследствии, жить так, как люди живут, а не как звери. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют язы́цы, яко человецы суть.** Понеже, глаголет, вся творят, аки бы сами себе закон были, и наказания не приемлют: то накажи их, и да будет им наказание вместо увещателя и законоположника, и не токмо им, но и иным. //Да разумеют язы́цы, яко человецы суть:// ибо многие и сие потеряли, позабыли естество, в неистовство вринулися, себя не познали. Не знать же себя самих есть знак крайняго безумия, и горше самаго сумасшествия. Сей бо недуг есть от Божия попущения, оное же происходит от развращенныя воли. Вместо законоположителя, в Еврейском тексте читается, учителя, а по переводу Иеронима, //страх. Наложи, Господи, страх на них.// Но понеже Пророк глаголет здесь о некоем учителе странном, который со властию повелевает и учит, того ради седмьдесят толковников нарекли его законоположителем. Некоторые под сим разумеют антихриста, иные Константина Великаго, Иовиниана, Валентиниана, Феодосиа и иных: мы же мним быти Самаго Христа, яко верховнаго Законоположника и Судию всех. Ибо Он произвел суд на языки, гонившие церковь, и усмирил нечестивых царей жезлом железным, дабы познали, яко человецы суть, от земли созданные, немощные, и Христа превозмощи не могущие. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть** См. Толкование на [[old:ps:009:20#ep_irinej_orda|Пс. 9:20]] ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть** Пророк молит, чтобы Господь послал Искупителя, Единородного Сына Своего, дабы нечестивые уразумели, что они люди, ибо прежде Его язычники не понимали, что они люди. Одни от гордости поставляли себя выше участи человеков, другие от плотских грехов были гораздо ниже, нежели прилично человеку, а проповедию Евангелия все уразумели, что они суть люди: первые - смирившись пред величием и святостию Божиею, а последние - поднявшись из тины греховных похотей. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть** См. Толкование на [[old:ps:009:20#lopuxin_ap|Пс. 9:20]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют язы́цы яко человецы суть** После пророка Моисея, через которого объявлен был Закон Божий людям, никакого другого равного законоположителя, поставленного Богом, не было у людей, кроме Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который положил, или дал, людям Закон Нового Завета. Сего-то Законоположителя, без сомнения, и разумеет здесь составитель псалма, как это объясняют и св. отцы (св. Афанасий Александрийский [3, с. 61], блж. Феодорит [6, с. 47] и др.). Так как многие из язычников, по свойственному им нечестию, в особенности же эти гордые и безбожные цари и правители языческие, уничижавшие и притеснявшие нищих и убогих, доходили до такого высокомерия и безумия, что многие из них возводили себя на степень богов или каких-то особых высших существ, забывая о своей полнейшей зависимости от Бога, Творца и Верховного Правителя мира, – то пророк-псалмопевец молит Бога, чтобы Он дал им **законоположителя**, дабы уразумели и узнали, что они не более, как слабые и смертные человеки, **да разумеют, яко человецы суть**. С другой стороны, т.к. все языческие народы погружены были в грубое идолопоклонство и бесовское злочестие, забыли Бога и жили по своей злой воле, без страха наказания, и до того себя унизили, что потеряли человеческое достоинство, приложились скотам несмысленным и уподобились им, – то пророк умоляет Господа, чтобы дал язычникам законоположение, закон, по которому они **уразумели** бы, **яко человецы суть**, чтобы, оставив жизнь звероподобную, узнали о высоком достоинстве человека, созданного по образу и по подобию Божию. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]