[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:22 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех** **Вскую Господи отстоя далече.** Молится, чтобы ускорено было призвание язычников, которое будет по прошествии долгого времени. Соделано же это высокомерием диавола. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех** Пророк говорит это от лица обижаемых, прося и умоляя Бога, а отнюдь не укоряя Его. Многие из стра­дающих, побуждаемые скорбью, прежде надлежащего времени просят произвести суд, подобно тому, как подвергающиеся отсечению просят врача оставить их, прежде, нежели отсечение совершенно окончено, – просят вредного для себя, потому что не могут переносить боли; они часто кричат врачам: ты за­мучил меня, ты погубил меня, ты убил меня, но это слова – не разума, а боли. Так точно говорят и многие из малодуш­ных во время скорбей, не перенося трудностей. И Софония также высказывает подобные слова [[old:sof:03:01|(Соф. 3:1)]]. Но это в ветхом завете, когда требовались умеренные подвиги, в новом же это несовместно с любомудрием. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 22-23 **Вскую Господи отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех?. Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют** Поелику не защищаешь обидимых, то представляется, будто бы Ты, Владыка, далече отстоишь, и не взираешь на дела человеческия. Обидимые же, как бы от некоего огня, истаевают от малодушия, видя высокомерие делающих обиды. И весьма прилично о предающихся малодушию Пророк употребил слово: //«возгарается»//; потому что уподобляются они попаляемым огнем и как бы некий дым, из уст их исходят воздыхания. Пророк говорит, что от малодушия произойдет для них вред; потому что не помыслами благолепными водятся, но сомневаются в Твоем Промысле. Ибо сие означают слова: **«увязают в советех, яже помышляют»**. И показывая тому причину, Пророк присовокупил: ===== Евфимий Зигабен ===== **Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех** **Вскую, **(почто)** Господи, отстоя **(стал)** далече** Пророк начинает рассуждать теперь о промышлении Божием, как бы говоря, что вот нечестивые здесь благоденствуют, а праведники терпят неудачу в своих делах,—и от лица этих последних ведет свою речь, вопрошая Бога о причини подобного порядка вещей: почто, говорит, Господи, оставил Ты этих людей переносить, что бы ни случилось с ними? Приведенное выше выражение метафорическое; оно заимствовано от тех людей, которые сами стоят вдали и не имеют никакой заботы об оставленных ими других людях. **Презираеши** (чрез верх смотришь)** во благовремениих **(в дни благополучия)** в скорбех** Презирать или смотреть поверх чего-либо значит давать такое положение своим глазам, при котором они не смотрят прямо на тот предмет, который находится пред глазами, но смотрят вверх над ним. Итак почему, Ты, Господи, продолжает пророк, Ты, Который везде присущ, кажешься отстоящим далеко от праведных по причине Твоего долготерпения, и между тем как Ты все видишь, принимаешь вид, будто ничего не замечаешь, как будто бы для того, чтобы не помогать нам в делах наших; и это притом же в то время, когда мы особенно нуждаемся в твоей всесильной помощи, то есть именно теперь, когда мы находимся в скорбях и терпим бедствия? Говорит же все это пророк —не обвиняя Бога, но призывая и склоняя Его на милость. Ибо в противном случае Бог мог бы ответить ему словами Писания, говоря: //грехи ваши разделяют между Мною и вами//. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех?** Отсюду начинается вторая часть псалма, в которой содержится молитва против усилия злых людей. Нынешние Евреи начинают отсюду псалом десятый, разделяя един псалом на два. Но толковники читали псалом сей без разделения, и потому вероятно, что нынешнее разделение вымышлено после, того ради, понеже содержание сея части кажется различно от содержания первыя. Ибо в первой части представляется церковь радующаяся о победе над врагами своими, а в сей вводится плачущая о счастливых успехах их. Но не так различно содержание, как различны времена, которыя Давид пророчески описует. Ибо в начале псалма радовался духом о тайных Сына Божия, Который смертию своею испроверг диавола, разрушил идолослужение и идолов; а здесь предвозвещает различныя гонения, от язычников и от иных злых людей произойти имущия. И понеже не много выше глаголал: //бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих в скорбех:// сего ради ныне взирая ко иному времени, в которое по Божию попущению убогие утесняются от сильных, (понеже Бог не всегда благоволит Своим быть в покое) и приемля на себя лице просителя, за обидимых молится, и глаголет: //вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих в скорбех?// Аки бы рекл: почто тако попускаеши нечестивым угнетати праведных, аки бы Ты не был присущ им, но негде далече стоял от них? Почто презираеши убогих Твоих во благовремениих, сиречь, в такое время, когда бы наипаче благоприятна была помощь Твоя им в толиких скорбех сущим? Сия глаголет Пророк, не порицая Бога, ниже негодуя на Него, (не буди!) но в лице оскорбляемых человечески моля и прося, подобно больным, от несносныя болезни вопли испускающим, и на врача не от ума, но от чувствия боли негодующим, когда сечет и режет огневицею зараженные члены. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех** Зачем Ты допускаешь так долго ожидать нам этой дальнейшей победы, как будто Ты отступил от нас? **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех** **Презираеши во благовремениих, в скорбех,** то есть когда особенно нужна помощь. [[new:evr:04:16|Евр. 4:16.]] [[old:ps:009:25|Ст. 25.]] //Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет.// То есть думая, что Бог строго не взыщет, как сказано в [[old:ps:009:34|Ст. 34]], так же объясняет сию мысль Феодорит. [[old:ps:009:26|Ст. 26.]] //Отъемлются судьбы Твоя от лица его.// Не помнит Твоих заповедей и Твой промысл. [[old:ps:009:31|Ст. 31.]] //Преклонится и падет.// По Феодор. и Иерон., изъясняется так: сильный хотя восторжествует над всеми, но и сам не избежит челюстей смерти и, подобно другим, сойдет в могилу. [[old:ps:009:35|Ст. 35.]] //Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши.// Ты видишь жестокую скорбь, которую наносят ближним нечестивые; Ты все видишь и в Твоей воле как нечестивый - он не избежит суда Твоего, так и нищему Ты покровитель. [[old:ps:009:36|Ст. 36.]]// Взыщется грех его и не обрящется//: то есть нечестивый не устоит - погибнет. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех** //Вторая половина псалма - просительного содержания. Почему Ты, Господи, даешь нечестивому успех, когда он не верит в Промысл Твой на земле, самоуверен в своей мощи, а в поступках стремится к тому, чтобы возможно более причинить разными хитрыми действиями и засадами вреда бедному праведнику// Содержание псалма просительного характера. Так как южные пределы Иудеи были тогда опустошаемы идумеянами, бороться с которыми у жителей этих местностей не было сил, потому что все способные носить оружие были на севере в борьбе с сирийцами, то они являлись беззащитными. Эту-то беспомощность Давид изображает, когда говорит, что Господь от них "стоит" вдали, скрывает "свою помощь". ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех** С сего стиха начинается вторая часть псалма, которая по духу и содержанию своему значительно отличается от первой, именно: в первой части представляется Церковь, радующаяся о победе над врагами своими, а здесь, в последней части, она представляется скорбящею о счастливых успехах их. В первой части выражается торжество над врагами, а в стихах второй части содержится молитва угнетенного бедствиями, вопль против насилия злых людей. По этой, конечно, причине в еврейском тексте Библии эта часть псалма выделена в особый псалом. Словами сего 22-го стиха там начинается следующий псалом, 10-й. Впрочем, в обеих частях псалма изображается одна и та же эпоха борьбы первенствующей Церкви Христовой с угасающей постепенно силой языческого идолобесия, изображается только с различных сторон. В первой половине Давид, радуясь духом //о тайных Сына Божия//, пророчески предызображает, как Сын Божий смертию Своею ниспроверг дьявола, разрушил идолослужение и идолов, а во второй – тем же духом предвозвещает различные гонения, имеющие произойти от язычников и от других нечестивых людей. Это самое можно видеть и из сопоставления стихов 22 и 10. В обоих этих стихах одни и те же слова выражены в различной форме. Тогда как в [[old:ps:009:10|10]]-м стихе пророк с уверенностью высказывает: //бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих в скорбех//. Здесь, в 22-м стихе, он уже принимает на себя лицо просителя и молится за обидимых: **Вскую, Господи, отстоя далече, презиравши во благовремениих, в скорбех** – для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]