[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:32 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца** **Рече бо в сердца своем: забы Бог.** Диавол говорит это не потому, что это действительно так, но с намерением нас обольстить, чтобы мы преткнулись мыслию, подумав, что Бог нерадит о делах человеческих. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца** Посмотри, в какую низвергается он пропасть погибели, какие составляет суждения; не осмеливаясь, по бесстыдству их, высказывать их явно, он содержит их в себе самом, восстает против истины и омрачает то, что яснее солнца, по слепоте души своей. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца** Нисколько не помогут ему злочестивыя слова, безбожные помыслы; но на самом деле узнает, что Правитель всяческих назирает за делами человеческими. Злочестивыми словами сими крайне огорчившись, Пророк снова превращает речь свою в молитву, и говорит: ===== Евфимий Зигабен ===== **Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца** Тот, которому попущено, чтобы все пожелания его души исполнялись, впадает в странные мнения, размышляет сам в себе, будто Бог забыл промышление свое о мире, что Он отвратил от него свое благодетельное смотрение о нем, так что решительно ничего не хочет видеть, что в нем делается. //В конец// же иногда значит «на всегда», а иногда—«совершенно» или «совсем»; а у тех, которые рассматривают это выражение подробно, стоит и то и другое значение. Должно заметить, что приведенные выше слова можно понимать как предсказание, относящееся первее всего к народу Иудейскому, а потом или вместе с тем и к Самому Иисусу Христу. Потому что первый, т.е. народ Иудейский, вместе с начальниками своими, в засаде подстерегал Того, Который чист от всякого греха, то есть Христа, и Который обнищал ради нашего спасения; за ним то народ Иудейский постоянно злоумышленно следил и делал все другое, что описано выше; потом, когда убил он этого праведника, также стал преследовать и Его учеников —апостолов, а наконец и сам этот народ был истреблен римлянами. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца.** Показывает причину вышереченныя лютости, сказуя, что нечестивый того ради гонит праведнаго, понеже мнит в себе, что Бог не имеет внимания к делам человеческим и никогда не зрит, что творится на земле. Ты же смотри, в коликую пропасть погибели нечестивый снизходит, и какия мысли в себе питает: ибо чего явно произвести не смеет, о том в самом себе размышляет, ополчаяся противу истины, и то, что светлее солнца, помрачая в себе по причине лишения ума своего. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца** Свой успех враг объясняет тем, что евреев //"забыл Бог"// и //"не увидит никогда"//, что Он отвернулся от народа еврейского и уже не будет изливать на него своих милостей. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца** Вот причина, почему нечестивые так жестоко преследуют бедных, – потому что уверяют себя, по крайней мере, в сердце своем, что Бог забывает о людях, не смотрит якобы на то, что делается на земле, а потому никогда не видит их злодеяний; потому они надеются остаться безнаказанными. Такие мысли, по мнению св. Афанасия, внушает людям дьявол, чтобы обольстить их [3, с. 63]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]