[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:33 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, незабуди убогих Твоих до конца** **Воскресни Господи Боже мой.** Желает подвигнуть Божие коснениe и Божию благость; потому что, пока не вознесена рука Божия на безумие нечестивых, они большей предаются дерзости. **Да вознесется рука Твоя.** Подними руку Твою, и научи их, что промышляешь об обидимых, и как бы восстав от сна, покажи, что Тобою посылаемое на них наказание выше их замыслов. И их накажи, но пощади обидимого, оскорбившись их дерзостями и хулами. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 33-35 **Воскресени, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет. Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник** **"Восстань, Господи, Боже мой! Да вознесется рука Твоя, не забудь убогих Твоих до конца"**. Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: //возвысь руку твою//. **"Отчего прогневал нечестивый Бога? Оттого, что сказал в сердце своем: "Он не взыщет"**. (Но) **Ты видишь, ибо Ты смотришь на страдание и озлобление. Да предан будет он в руки Твои: Тебе предоставлен нищий, сироте Ты будь помощником"**. Другой (Акила): //ты, видел (eÏdeV), потому что на болезнь и гнев ты будешь взирать, чтобы предать в руку твою//. Третий (Симмах): //чтобы они были преданы в руки твои//. Так говорит беззаконник, похититель, корыстолюбец, пока он не испытал наказания; а пророк, опровергая его суждения, распространяется о долготерпении Божием. Тот говорит: Бог отвратил лице свое, и не увидит никогда; он же напротив говорит: Ты ви­дишь, взираешь, и долготерпишь, пока нечестивые не впадут в руки твои. Что значит: пока не будут **"преданы они в руки Твои"**? Пророк выразился человекообразно; а смысл слов его следующий: Ты долготерпишь, ожидаешь до тех пор, пока они не предадутся крайнему нечестию; хотя Ты мог бы в самом начале остановить и истребить их, но беспредельно море твоего долготерпения: Ты видишь – и не отмщаешь, но ожидаешь от них покаяния; если же они упорствуют, то наказываешь, когда они не получают никакой пользы от Твоего долготерпения. Сказав многое о людях притесняемых, пророк, послушай, как раскрывает тоже и в следующих словах: **"Тебе предоставлен нищий, сироте Ты будь помощником"**. Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) переводчик говорит: //ты был//. Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //ты будешь//. Смысл слов его следующий: это – Твое дело, это – особенно свойственно Тебе. А что принадлежит Богу, того Он не оставит и не выдаст. Как художнику свойственно строить, кормчему – упра­влять кораблем, солнцу – светить, так Тебе свойственно защи­щать сирот, простирать руку помощи бедным; никто так не помогает им, как Ты один. Это выражается словом: **"предоставлен"**. Некто другой, говорит, но Ты один – заступник си­рых и бедных. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, незабуди убогих Твоих до конца** До пришествия Христова души и праведных людей нисходили во ад. А святой Давид, как пророк, предвидел, что Христос Господь после крестной смерти и по Воскресении Своем изведет из ада души веровавших в пришествие Его и введет паки в рай, а достойнейших и в самое Небо, посему и молился Господу, чтобы Он ускорил Воскресением Своим, глаголя: **Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца**. И ныне правоверующие твердые и ревностные христиане усердно молятся теми же псаломскими словами с той мыслью, чтобы Христос Господь воскрес в них самих, и воскресил и оживотворил души их, умерщвляемые грехом и страстями. Псаломские слова: **Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя**, — относятся к духовной брани, на которой все мы, христиане, находимся, и без помощи Божией одолеть врага не можем, как свидетельствует Сам Господь [[new:in:15:05|(Ин. 15:5)]]: //без Мене не можете творити ничесоже//. Брань сию описывает святой Давид так: //приступит человек, и сердце глубоко. И вознесется Бог//. Здесь разумеется не простой человек, а враг человек, упоминаемый в Евангелии и сеющий плевелы, то есть диавол. Ежели искуситель сей приступит к человеку внимательному и глубоко сохраняющему свое сердце, и призывающему в помощь имя Божие, тогда победа помощию Божиею бывает на стороне искушаемого, а с невнимательными и рассеянными и слабыми, подобными мне, унылому и грешному, бывает противное — остаются побежденными; и таким потребно много смиряться, и искренно каяться, и усердно молиться последними псаломскими словами: **Господи Боже наш, не забуди убогих Твоих до конца**. **//Письма.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, незабуди убогих Твоих до конца** Поелику предающиеся злочестию и беззаконию самыми делами как бы говорят: Бог забыл; то научи их опытом, что не забываешь Ты, не отвращаешь лица Своего, но имеешь попечение об обидимых. И еще более оскорбившись хулами злочестивых, Пророк присовокупил... ===== Евфимий Зигабен ===== **Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется** (поднимется)** рука твоя** Воскресни, то есть подвигнись к отмщению. Далее, //да вознесется рука твоя//,—выражение метафорическое; так как те, которые когда кого-нибудь наказывают, обыкновенно поднимают вверх при этом свою руку, наносящую удар бичем. Или иначе: Твое могущество, как бы так говорит пророк, было всегда высшим и превосходящим всех, прошу Тебя, Боже, пусть оно явится таким особенно в теперешнее время, на виду у всех; ибо под рукою Божиею должно разуметь именно Его могущество. **Не забуди убогих твоих до конца** До конца, иначе сказать: совершенно или совсем. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца.** Просит Бога, дабы усмирил ярость нечестивых, и прекратил неистовство их. Воскресни, глаголет, сиречь востани, и простри руку Твою на поражение. Глаголет же человечески, представляя Бога аки спяща, и не действующа руками, дабы показать долготерпение Его, аки бы сказал: доколе ожидаеши, доколе терпиши? Отложи терпение, простри руку и накажи. Ибо от долготерпения Твоего никаковыя не приобретают пользы. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 33-35 **воскресени, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет. Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник** //Восстань, Господи, на защиту угнетенных и покарай неверие в Тебя нечестивых// Давид молит Бога восстать на защиту угнетенных евреев, чтобы покарать высокомерие врага, уверенного, что //"Ты не взыщешь"//, не сможешь защитить теперь свой угнетенный и сиротливый народ, который предан Тебе. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца** Этими словами пророк просит Бога, чтобы усмирил ярость нечестивых и вступился за бедных. **Воскресни**, говорит, **Господи**, подними руку Твою и простри ее на поражение нечестивых. Представляя Бога человекообразным, как бы спящим и не действующим руками, чтобы показать Его долготерпение, говорит как бы так: восстани, доколе терпиши, Господи? Отложи терпение и накажи нечестивых: они злоупотребляют Твоим долготерпением. Подними руку Твою и научи их, что Ты помышляешь об участи обидимых. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]