[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:35 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник** **Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши.** Все знаешь Ты, Господи, не скрыто от Тебя не только совершаемое на деле, но и приходящее в ум и мысль. В точности знаешь и болезни их, и ярость оскорбителей, и раздражение людей. Ибо в помыслы всякого проникаешь Ты, //испытуяй сердца и утробы// ([[old:ps:007:10|Пс. 7,10]]). И взирая на все это, долготерпишь, зная, что все под Твоею рукою и некуда бежать человеку. **Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник**, то есть, от Тебя ожидает он помощи. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник** См. Толкование на [[old:ps:009:33#svt_ioann_zlatoust|Пс. 9:33]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник** **«Видиши, яко Ты болезнь и яросшь смотряеши, да предан будет в руце Твои».** Так разделил слова сии и //Симмах//: видишь, потому что призираешь на труд и раздражение, и //Акила//: знаешь, потому что обращаешь взор на труд и раздражение. Хотя преданные злочестию, говорит Пророк, тысячу раз будут утверждать, что не взираешь Ты на дела человеческия, но мы знаем, что смотришь и призираешь на их беззакония, и подвергнешь их достойному наказанию. Ибо **«Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник»**. Посему умоляю Тебя. ===== Евфимий Зигабен ===== **Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник** **Видиши, яко Ты болезнь **(страдание)** и ярость **(озлобление)** смотряеши **(разумеешь)**, да предан будет в руце, твои** К слову //видиши// здесь надобно добавить слова: //чрез себя//, или сам собою, и затем поставить наконец знак препинания, так чтобы получился следующий смысл: хотя бы нечестивец и тысячекратно так думал, как сказано выше, повергаемый в безумие по причине Твоего долготерпения; но Ты, Боже, видишь все, всюду проникая своим взором. Потому-то Ты с величайшим тщанием рассматриваешь и ту болезнь или страдание, которому подвергаются терпящие обиду, а равно и ту ярость или страх, который испытывают сами наносящие им эту обиду. Ибо смотрение или разумение есть именно подробное рассматривание известного предмета и по частям. Рассматриваешь же тщательно, как бы так говорит пророк, для того, чтобы в будущем веке предать Тебе их наказаниям определенным Тобою. ЭТО именно обозначают здесь руки, по слову апостола: //страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго// ([[new:evr:10:31|Евр. 10,31]]). **—Тебе, оставлен есть** (предоставлен)** нищий** Так как все отступили от бедного, то он достался только Teбе единому и одному для заступления. **—Сиру Ты буди помощником** Ты будешь, говорит, помощником сироте, как творец и владыка его. Как эти слова, так и предыдущие должны быть относимы не просто к беднякам и сиротам, но собственно к народу языческому, который был бедняком по изъясненной выше причине, а равным образом был и сиротою, по причине неведения своего Отца и Творца - Бога. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник.** Аки бы сказал: нельзя тому статься, чтоб Ты оставил злодея без наказания. Нет, Ты видишь злодеяния и дерзость его, видишь также и злострадание гонимых. Убо да предан будет в руце Твои, когда исполнится мера злодеяний его. Зане Тебе, Отцу всех, принадлежит пещися о нищих, особенне же о тех, кои лишены всякия иныя помощи, каковы суть сироты. Убо Ты буди помощник сироте. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце Твои: Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник** Враги его так бесстыдны, что публично хвастаются своими неправдами, беззаконничают против праведников, невзирая на Бога и Его суды и считают себя непоколебимыми в своем счастии. У них нечестивые уста и они высматривают только, как бы погубить невинный народ, убеждены, что Бог не отмстит. Затем псалмопевец снова молит Бога не терпеть более такого нечестия; да не будет Он слеп, как говорят, но да ведает ясно, что страдает Его народ (**болезнь и ярость**); Он знает это, чтобы взять в Свои руки (**болезнь и ярость**, а не **врагов**), т.е. сохранит их [[old:ps:055:09|(Пс. 55, 9)]]; чтобы язычникам не забыты были все бедствия, какие они приготовили Его народу; да будет Он единственным помощником угнетенного; пусть Он поэтому накажет врага. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник** //Ты видишь, как велики страдания праведного; накажи нечестивого и тем заставь людей бояться не человека, но Твоего праведного суда// См. Толкование на [[old:ps:009:33#lopuxin_ap|Пс. 9:33]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце Твои: Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник** Словами сего стиха пророк как бы отвечает на безумные слова нечестивого, заключающиеся в предыдущих стихах [[old:ps:009:32|32]] и [[old:ps:009:25|25]], где он, т.е. нечестивый, отвергая всевидящий Промысл Божий, говорил: забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда и не взыщет, – и в надменных помыслах своих дерзал даже говорить: нет Бога. В опровержение этой безумной речи нечестивого пророк, обращаясь к лицу Божию, говорит: я знаю, что Ты видишь, что ничто не может укрыться от Твоего всевидящего ока: Ты видишь скорби и страдания (**болезнь**) бедных, равно как смотришь на обиды и притеснения (**ярость**), причиняемые им со стороны нечестивых, и не избавиться им от рук Твоего правосудия. Нищий же и бедный, не видя ниоткуда защиты себе и помощи, сами предают себя под Твое всесильное покровительство: **сироте Ты помощник**! Тяжело жить в сиротстве – сирота везде чувствует себя лишним, чужим человеком; но это самое воспитывает в нем чувство смирения, кротости, послушания, побуждает его не на себя надеяться, а все упование возлагать на Бога, у Него искать милости и помощи себе. Никто так не может быть скоро обижен, как сирота; но зато ничья слеза не может так скоро дойти до Бога, как сироты; никто так скоро не может найти защиты у Бога, как сирота. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]