[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:38 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое** **Желание убогих услышал еси Господи.** Ибо таково было их желание, таково было рвение сподобиться будущих благ. **Уготованию сердца их внят ухо Твое.** Ибо, на cиe уготовляемые, готовы они сердцем все претерпеть. А уготованием сердца называется некое обещание, — душевные движения соглашать с Божией волей. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 38-39 **Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо твое. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли** **"Желание убогих Ты услышал, Господи, преданности сердца их вняло ухо Твое"**. Другой переводчик говорит (Акила): //намерение сердца их услышало ухо твое//. Третий (Симмах): //устроишь, что сердца их услышит ухо твое//. **"Оправдай сироту и смиренного, дабы не продолжал более человек величаться на земле"**. Дру­гой (Акила): //суди сирому и угнетенному//. Видишь ли, как много пророк говорит и печется о самих людях порочных? Ведь они-то особенно и терпят зло. Несправедливо обижаемый терпит только потерю имущества, а обижающий подвергается крайней опасности. В самом деле, не важно ли то, что такие люди даже не чувствуют болезни, в которой находятся? Это – высшая степень бесчувственности, и потому они особенно достойны сожаления; это – знак несовершен­ного ума. Дети считают за ничто предметы опасные; они часто протягивают руки в огонь, а между тем боятся и пугаются, видя пустые маски. Подобно им и корыстолюбцы боятся бед­ности, которая нисколько не страшна, но еще доставляет безо­пасность, и высоко ценят неправедно собранное богатство и любостяжание, которое страшнее всякого огня. Подлинно любо­стяжание всегда есть зло. Поэтому и пророк постоянно увеще­вает воздерживаться от него, и, угрожая, и устрашая, и умоляя Бога – восстать для наказания такой бесчувственности. //"Исчезните"//, говорит он, //"язычники с земли Его!"//; угрожает им погибелью, а для несправедливо обижаемых просит Бога быть помощником и защитником, чтобы и последние ободрились, и первые вразу­мились. Итак, пусть никто не гоняется за обилием богатства. Отсюда происходит много зол для невнимательных: гордость, леность, зависть, тщеславие, и другие гораздо большие. Но чтобы вам освободиться от всего этого, вырвите сам корень их (корыстолюбие). Когда нет корня, тогда не растут и дурные растения. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое** **Уготованию сердца их внят ухо Твое**. Слышишь, кому Бог внимает? Тем, у коих готово во время молитвы сердце, кои приготовили как должно сердце свое для великого дела – беседы с Богом. //Готово сердце мое, Боже// [[old:ps:056:08|(Пс. 56,8)]]. А что бывает обыкновенно у нас, молельщиков? Не готово сердце: язык молится, а сердце далече от Бога, часто занято какими-нибудь суетными предметами или, по крайней мере, спит на молитве. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Желание убогих услышал еси Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое** Слово: //«уготование» Симмах// заменил словом: намерение. Ты в точности знаешь, говорит Пророк, чего вожделевают нищие, и какое имеют намерение. Потом означает сие яснее. ===== Евфимий Зигабен ===== **Желание убогих услышал ecu, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое** Здесь то и другое, то есть и желание и уготование сердца убогих есть некоторый образ тех молитвенных восклицаний,—с которыми они обращаются к Богу; молятся же они, или желают того, чтобы нечестивые были истреблены. И были эти убогие прямы сердцем, так как не были подвержены никакому греху. Или, быть может, слова эти сказаны для того, чтобы показать желание сердца пророков, которые молились о вочеловечении Спасителя. Готовы же были, именно к принятию веры Христовой, и готовы конечно те, которые ее впоследствии приняли. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо твое.** Пророк, как бы уже получивши просимое от Бога, восхищается радостию, возсылает благодарственная Вседержителю и, будучи в восторге, прошедшее полагает за будущее, аки бы рекл: верую, яко услышиши молитву убогих, и уже оком веры вижу, яко услышал еси. И не глаголет: «услышал еси молитву», но //желание убогих//, показуя вскоре имеющее быть услышание, аки бы сказал: Бог, испытуяй сердца и утробы, не будет ожидать от убогих молитвы, но вскоре желание их исполнит. За сим, повторяя то же иными словами, присовокупляет: //уготованию сердца их внят ухо Твое//. Ибо желание и уготование сердца одно и то же есть: обоя бо являют усердное расположение к молитве. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо твое** См. Толкование на [[old:ps:009:37#lopuxin_ap|Пс. 9:37]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое** Пророк прежде молил Бога о заступлении нищих и убогих от угнетения их со стороны нечестивых, потом высказывает уверенность, что Господь не оставит их без Своего покровительства и защиты, и, наконец, обращаясь опять к лицу Божию, о том, чего просит у Бога, выражается уже как об исполнившемся. Ты, Господи, говорит он, услышал не только молитвы, но и самые **желания** смиренных и скорбящих рабов Твоих; Тебе известно самое сердечное расположение, всецелая преданность их к Тебе; прежде прошения Ты внемлешь благим желаниям рабов Твоих и исполняешь их; ухо Твое отверсто для слышания и внимания воплям и воздыханиям сердечным. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]