[<10>] ====== Толкования на Пс. 10:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, псалом Давиду. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица** //Содержание:// И этот псалом воспевает Давид по преодолении врагов. И в нем представлена святолепная мысль. **На Господа уповах, како речете души моей?** Для чего советуете мне бежать в горы, подобно птице, когда уповаю на Бога? **Превитай по горам, яко птица.** Переселись, уходи, беги в горы, то есть, в горы добродетели. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, псалом Давиду. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **В конец, псалом Давиду. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем** **"На Господа уповаю, как скажете душе моей: "улетай на горы, как птица?"**. Другой (Акила): //взойди на горы, как птица//. Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //переселись.// **"Ибо вот, грешники натянули лук, заготовили в колчан стрелы, чтобы во мраке стрелять в правых сердцем"**. Другой (Симмах): //как во тьме.// **"И что Ты совершил, то они разрушили, а праведник что сделал? Господь в храме святом Своем"**. Другой (Симмах): //потому что законы нарушены//. Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //потому что учения будут низвращены//. Велика сила надежды на Бога. Она есть неприступная ограда, непреоборимая стена, непобедимая помощь, тихая пристань, несокрушимая крепость, неотрази­мое оружие, неодолимая сила, пролагающая себе путь среди мест непроходимых. Ею безоружные побеждали вооруженных, жены – мужей, дети весьма легко оказывались сильнее опытных в военном искусстве. И удивительно ли, что они побеж­дали врагов, когда они одерживали победу над самим миром? Пред ними стихии забывали свою природу и обращались в их пользу, звери не были более зверями, и печь – печью, потому что надежда на Бога преобразует все. Острые зубы, тесная тем­ница, естественная свирепость, мучительный голод, челюсти близ самого тела пророка, ничто (не было для них) преградою, но надежда на Бога, сильнее всякой узды сдерживая челюсти, обращала их назад. Представляя это, Псалмопевец и гово­рил тем, которые советовали ему удалиться и бежать и искать себе спасения в местах безопасных: **"на Господа уповаю, как скажете душе моей"**? Что говоришь ты? Владыку вселенной я имею своим помощником; совершающего легко все и всегда я имею своим вождем и покровителем; а ты посылаешь меня в не­обитаемое место и советуешь искать безопасности в пустыне? Разве помощь пустыни больше Того, Кто может сделать все с великой легкостью? Для чего ты заставляешь меня, сильно вооруженного, бежать, как бы обнаженного и безоружного, и хо­чешь сделать изгнанником? Имеющему войско и огражденному стенами и оружием ты не посоветовал бы бежать в пустыню, а если бы посоветовал, то показался бы смешным: почему же того, с которым Сам Владыка вселенной, ты изгоняешь, за­ставляешь скитаться и бежать от нападения грешников? Кроме сказанного я имею и другую причину не бежать. Если и Бог помогает, и нападающие суть грешники, то не подвергается ли крайнему бесчестию тот, кто советует подражать робким пти­цам? Разве ты не знаешь, что приготовленное против меня войско слабее паутины? Если враг земного царя, куда бы ни пошел, везде находится в опасности, боится и трепещет, то тем более враг Бога всех: куда бы он ни пошел, все ему враги и даже сама природа, потому что, как друзей Божиих боятся и стихии и звери, и уважает всякая тварь, так на врага и противника Божия вооружаются и нападают и неодушевлен­ные твари. Вот почему одних, прежде нежели они коснулись земли, растерзали звери, других истребил огонь. Враги имеют стрелы и колчан, и все у них готово, – уже **"заготовили"** их, говорит, **"в колчан"**, – но нет у них никакой силы, и ничего та­кого мы не боимся; если бы даже я увидел кого-нибудь спу­скающим стрелу, и тогда не устрашился бы. В самом деле, какая польза от оружия, если нет силы? Так и у них нет ее, потому что нет к ним благоволения Божия. Они строят козни и нападают не прямо; но потому особенно я и смеюсь над ними, что они бросают стрелы свои во мраке. Ничто не может быть бессильнее человека, строящего козни. Не нужно другим поражать его; он падает от собственной руки и по­гибает от собственного коварства. Что же может быть бес­сильнее того, кто побеждается собственным оружием? Кроме этого надобно сказать и то, что они нападают на нас не только как грешники на укрепляемых Богом, и притом с ковар­ством, но и нападают на невинных, не сделавших им ни­какого зла. И это не мало делает их слабыми. Как идущие против рожна [[new:act:09:05|(Деян. 9:5)]] не причиняют ему никакого вреда, а повреждают свои собственные ноги, так и они. **//Беседы на псалмы. На псалом 10.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, псалом Давиду. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица** **В конец, псалом Давиду** Этот псалом божественный Давид, гонимый Саулом, изрек советовавшим ему искать спасения в бегстве. Но приличествует он и всякому, претерпевающему обиды и возлагающему упование на Бога. Надписан же **«в конец»**, потому что содержит в себе предречение о праведном суде Божием и о наказании, какому подвергнутся беззаконные. **На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица** Зачем, говорит, советуете мне спасаться бегством, кружиться по горам подобно напуганному воробью, туда и сюда переносить кущу, когда имею твердое упование на Бога, и при оном не боюсь врагов? ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, псалом Давиду. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица** **В конец псалом Давиду** Настоящий псалом воспет пророком во время преследования его со стороны Саула. Словом: //«в конец»//, псалом этот надписан потому, что содержит в себе пророчество о том наказании, которое ради его впоследствии имело быть ниспослано Богом на Саула. **На Господа уповах, како речете души моей: превитай **(переселись)** по горам яко птица** Когда Давид, преследуемый Саулом, бежал в пустыню, тогда его друзья и доброжелатели советовали ему лучше укрыться в горах, уверяя его, что там жизнь его будет в гораздо большей безопасности. В приведенных выше словах Давид обличает этих друзей и доброжелателей, как подающих советы заслуживающие осуждения. «На Господа, говорит он им, возложил я все свое упование», не полагаясь ни на какую другую помощь. И зачем говорите вы душе моей, т.е. мне самому, чтобы я, как какой-нибудь воробей, взлетел на гору, и, подобно этой трусливой птице, помешкал там? Здесь кстати заметить, что пророк нередко употребляет выражение «душе моей», вместо «меня самого», как например встретили мы это выше, в третьем псалме в словах:// мнози глаголют души моей// [[old:ps:003:03|(ст. 3)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, псалом Давиду. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица?** **НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ** О сем надписании сказано выше. Настоящий псалом разделяется на две части, из коих в первой Пророк утешает себя и своих, бывших с ним в гонении от Саула, упованием на Бога. Во второй благодарит Бога о спасении своем и проповедует Божию правду, проявляемую во управлении мира. Сложен образом разговора. Приличен и всякому праведному, сиречь, неповинно гонимому человеку. //Вси бо, хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут// [[new:2tim:03:12|(2Тим. 3:12)]]. Глас праведнаго Давида, ответствующаго на советы малодушных друзей, представлявших ему, дабы оставил отечество и град ради множества ненавистников, гонителей и клеветников. //На Господа//, глаголет, Вездесущаго, Всеблагаго и Всемогущаго, //уповах//, и уповаю: //како убо речете души моей//, сиречь: почто советуете, глаголюще: //превитай по горам яко птица//, – оставь отечество, друзей, дом, сообщество людей, и беги в горы, где нет опасностей, завистников и клеветников, улетай как птица, боящаяся ловцев, и гнездящаяся на верхах гор, куда они взойти не могут. – Таковыя горы часто представляются воображению людей малодушных, смущаемых и малым некоторым огорчением: они мнят, что переменою мест возможно избежать досад и оскорблений, а надежды на Бога не возлагают, и потому приходят во отчаяние, в котором иногда и самую произвольную смерть избирают, прибегая к ней аки к некоей горе. Праведный же, сиречь, невинный, постоянен есть, великодушен, и места своего не оставляет, ведая, что всюду встретиться могут огорчения, и что помощь Божия против нападений сатаны везде готова. Итак, оныя слова: //како речете души моей//, в смысле духовном можно противополагать и демонским искушениям, и внутренним помыслам, от врага влагаемым. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В конец, псалом Давиду. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица** Сам Давид, а также и Ионафан [[old:1ts:19:start|(1 Цар. 19]] и д.) употребляли все меры уничтожить в Сауле подозрение против Давида; но завистники его не переставали клеветать на него Саулу, так что друзья Давида не считали его жизнь безопасною при дворе и советовали ему бегство в горы. Исполненный непоколебимой надежды на Бога, псалмопевец объявляет своим советникам: **на Господа уповах** и пр. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, псалом Давиду. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица** Псалом можно считать писанным во время подготовлявшегося восстания Авессалома, которое замечал как Давид, так и близкие ему люди, советовавшие бежать из Иерусалима. Но Давид иначе оценивал серьезность своего положения и продолжал жить в Иерусалиме. //Друзья Давида советовали ему спасаться в горах, так как заговор Авессалома они считали уже совершенно организованным, и положение Давида опасным// //"На Господа уповаю".// Давид привык располагать и согласовать свою жизнь с указанием Господа, от чего не хочет отступиться и сейчас, вверял себя Его водительству, а не советам друзей, хотя и искренним, но может быть несогласным с решением о Давиде Бога. - //"Улетай на гору"//, т. е. Иудейские горы, в многочисленных пещерах можно бы легко укрыться от врагов. - //"Говорите душе моей"// - гебраизм, - говорите мне. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, псалом Давиду. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица** Надписание этого псалма состоит из следующих слов: **В конец, псалом Давиду**. В Псалтири на русском языке это надписание читается так: «//Начальнику хора. Псалом Давида//». Объяснение всех этих выражений дано при рассмотрении и объяснении предыдущих псалмов [[old:ps:004:start|(4]], [[old:ps:006:start|6]], [[old:ps:008:start|8]] и [[old:ps:009:start|9)]]. А здесь достаточно упомянуть, что надписание: **в конец** означает, что в содержании псалма заключается предсказание о праведном суде Божием и наказании, коему подвергнутся беззаконные. Поводом же к составлению псалма сего было гонение от Саула, во время которого приближенные к Давиду советовали ему укрыться в горах от преследований Саула. Пророк же утешает себя и бывших с ним во время гонения упованием на Бога и вместе с тем проповедует правосудие Божие. **На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица** **Превитай** (от слова: «витати» – обитать, жить) значит: переселись на жительство; **превитай по горам** значит: убегай в горы и там живи. Так предлагали и советовали Давиду его приближенные в то время, когда Саул царь преследовал Давида и гнался за ним с войском из одного места в другое, считая его врагом своим и желая убить его. Друзья представляли Давиду множество опасностей со стороны завистников, клеветников и гонителей и потому предлагали оставить свой дом и укрыться от всех этих опасностей в горах. В ответ на такие представления приближенных Давид говорил им: «Зачем вы это говорите мне? Как это предлагаете душе моей спасаться бегством, кружиться по горам, подобно напуганному воробью туда и сюда переносить шатры, зачем это, когда я имею твердое упование на Бога и при этом не боюсь врагов?» Случается иногда встретить людей малодушных и маловерных, которые, устрашась каких-либо опасностей, действительных или только воображаемых, думают избежать их через перемену местожительства, бегством или другими придуманными ими способами, не возлагая в то же время надежды на Бога и даже совсем забывая о всеблагом и всемогущем Промысле Божием; но, не достигнув цели, они впадают в отчаяние, в котором избирают произвольную смерть – самоубийство, прибегая к нему, как бы к безопасной горе. Праведный же, т.е. человек невинный, с незапятнанною совестью, пребывая всегда твердым, великодушным и постоянным, при встретившихся опасностях, житейских неприятностях и огорчениях не станет укрываться от них бегством или другими способами, твердо веруя, что везде и всюду могут встретиться беды и напасти, и что помощь Божия против нападений врага всегда и везде близка и готова. А потому слова псалма: **како речете души моей** – в смысле духовном могут быть противопоставлены и демонским искушениям, и внутренним помыслам, от врага влагаемым. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]