[<10>] ====== Толкования на Пс. 10:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия** **Очи Его на нищаго призираете.** Показывает, что пред Богом ничто не сокрыто. **Очами** же называет благодетельное назирание. **Вежди Его испытаете сыны человеческия.** И **веждями** именует Его Промысл, который судит и испытует всякое дело. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия** См. Толкование на [[old:ps:010:03#svt_ioann_zlatoust|Пс. 10:3]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия** См. Толкование на [[old:ps:010:03#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 10:3]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия** **Господь во храме святым своем, Господь, на небеси престол Его** Господь, говорит пророк, обитает и в Иерусалиме, в святом своем храме, и сидит на небе, и таким образом Он всюду присутствует и видит всех делающих кому-нибудь неправду. Мысль эта яснее раскрывается у пророка в нижеследующих словах псалма. **Очи Его, **продолжает пророк далее**, на нищаго призирает** (смотрят)**, вежди **(веки глазные)** его испытает сыны человеческия** Не сказал пророк просто //взирают//, но //призирают// или смотрят с высоты, указывая этим на то смотрение Божие о нас, которое исходит свыше, с неба. Очи Господни должны быть понимаемы, как совершенное ведение всего совершающегося в мире. Вежди же Его или глазные веки суть как бы некоторое покрывало этого самого ведения Божия, ибо веки служат покрывалами для глаз. Итак веждями пророк выражает то, что Бог, хотя и представляется и почитается как бы невидящим сокрытых глубин души и сердца, однако ж тем не менее Он видит и испытывает оные. Или Давид сими словами изображает всезрение и всепосещение Божие. Он не только видит глазами, но и веждями, так что со всех сторон знает все. Словом «испытывают», он означает различие, то есть, точное и подробное знание. Сынами человеческими называет описательно всех людей. Нищим называется кто-нибудь по двум причинам, или потому, что не имеет денег, или потому, что не имеет добродетелей. Итак, Бог призирает на бедного, но богатого добродетелями, а напротив отвращается и не видит того, который беден добродетелями, и богат деньгами, и первого видит, потому что обогащает его теми добродетелями, которых не имеет второй, а отвращается от второго, потому что он напротив беден теми добродетелями, которыми богат первый. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия.** Пророк отражает советы друзей, и дает свои причины, чего ради не боится наветов вражиих, и не распространяяся много в словах, к Богу прибегнул, и на небеси и везде сущему. Не лук напряже, не тул уготова, якоже они, ниже во мраце состреляти ополчился: но вся сия оставив, укрепил себя надеждою на Бога, и сего всем оружиям предпочел, яко не имеющаго в них никакия нужды, но вся единым манием совершающаго. //Господь//, глаголет, //во храме святем Своем//, подразумевай: живет или пребывает. Нарицает же святым Божиим храмом небо, еже есть храм нерукотворенный. За сим, то же самое повторяя иными словами, глаголет: //Господь, на небеси престол Его//, то есть, как Сам на небеси пребывает, так и престол Свой тамо же имеет, аще и повсюду с Ним есть. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь во храме святем Своем. Господь, на небеси престол Его: очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человеческия** Но Давид не принимает такого их совета и объявляет советникам: не убегу, но буду надеяться на Всемогущего, царствующего с неба над людьми (**на небеси** Престол; **храм** – небо, а не Сион), всеведущего, праведного Бога и Судию; от Него, – а не от бегства, – буду ожидать помощи; ибо Он знает справедливость моего дела и явится на суде в мою пользу. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу** //Давид же, сознавая себя чистым пред Авессаломом и народом, продолжает оставаться в Иерусалиме, веря в то, что Господь покарает нечестивцев// Этому совету Давид противополагает свою веру в Бога, как защитника праведных. Господь с неба надзирает за людьми, посылает, как сейчас, праведнику испытания во временном успехе нечестивых, но последних Он ненавидит, как попирающих Его Закон. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Господь во храме святем Своем. Господь, на небеси престол Его: очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу** Признавая себя невиновным в отношении к Саулу и давая понять приближенным своим, на чем основывается его крепкая надежда на Бога, Давид как бы так выражает свои мысли и чувства: враги мои вооружились и преследуют меня; но что же я сделал такого, за что бы можно и следовало гнать меня? Впрочем, Господь видит мою невиновность и мои дела, ибо Он обитает во святом храме Своем. И не только Он живет в храме Своем; но как Господь и Царь всего мира Он царствует на небе, где находится и нерукотворенный престол Его, и во всей вселенной Он печется о людях, особенно же о гонимых невинно: ибо очи Его с высоты небесного престола устремлены на всех, особенно же на нищих духом и смиренных сердцем; **вежди Его**, т.е. ресницы, или веки глазные, **испытывают**, как бы проникают все существо человека, все его мысли и намерения, все чувства сердечные; так что Ему, всеведущему и все испытующему, совершенно известно, кто из людей праведный и кто нечестивый, и потому праведный получает от Него достойную награду, а нечестивый заслуженное наказание. **Любяй же неправду ненавидит свою душу**. Кратко это изречение, но как много в нем выражено! Кто любит неправду, как бы так говорит пророк, тот все дальше и дальше удаляется от пути праведного, ведущего в жизнь вечную, – тот, следовательно, сам направляется по пути неправды и нечестия и таким образом уготовляет себе вечное осуждение, погибель вечную: потому что «//путь нечестивых погибнет//» [[old:ps:001:06|(Пс.1:6)]]: не только слова и дела неправедных и нечестивых ненавистны Господу Праведному и Святейшему, но даже и «помысл неправедный» есть «//мерзость Господеви//» [[new:lk:16:15|(Лк.16:15)]]. Значит, кто любит неправду, тот погубит свою душу. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]