[<10>] ====== Толкования на Пс. 11:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих** Говорит это, разумея все злоумышления против Спасителя нашего; потому что иудеи, оставив истину, против Христа выставляли на вид одну ложь. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих** Добродетель и сама по себе трудна и неудобоисполнима, но особенно тогда, когда исполняющий ее находится среди ма­лого числа людей добрых. Как путешествие бывает трудно особенно тогда, когда путешественник один и не имеет никого своим спутником, так точно и здесь. Действительно, немаловажное дело – участие и утешение братий. Потому и Па­вел говорит: //«будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам»// [[new:evr:10:24|(Евр.10:24)]]. Потому и древних праведников осо­бенно нужно ублажать не только за то, что они совершали до­бродетели, но и за то, что совершали их при великом оску­дении добродетелей, когда нигде не видно было добродетель­ных. Это выражает и Писание, когда говорит: //«Ной был человек праведный и непорочный в роде своем»// [[old:gen:06:09|(Быт.6:9)]]. Мы удивляемся Аврааму, Лоту, Моисею потому, что они были как бы звездами среди глубокой ночи, розами среди терний, овцами среди множе­ства волков, шли по пути, противоположному всем, и не оста­навливались. Если в толпе это бывает трудно, и когда многие идут в противоположную сторону, то один, идущий вопреки толпе, встречает многочисленные затруднения; если во время мореплавания, когда волны несутся в противоположную сторону, бывает трудно направлять корабль им навстречу, – то тем более в добродетелях. Вот почему и этот праведник, шед­ший по пути добродетели, тогда как все другие шли по про­тивоположному пути, прибегает к промышлению Божию и го­ворит: **«спаси меня, Господи»**. Он выражает не что иное, как сле­дующее: мне нужна высшая десница, небесная помощь, боже­ственное содействие, потому что, идя по пути, противоположному всем, я имею нужду в великом промышлении. Не сказал: спаси меня, потому что нет преподобного, но: **«не стало преподобного»**, выражая, что и те, которые были, погибли, так как стало господствовать зло, усилилась болезнь. От этого предостерегает и Павел: //«разве не знаете, говорит, что малая закваска квасит все тесто?»// [[new:1kor:05:06|(1Кор.5:6)]]. И еще: //«худые сообщества развращают добрые нравы»// [[new:1kor:15:33|(1Кор.15:33)]]. Что значит: **«умалилась истина»**? Есть много истин. Как между цветами и другими предметами одни суть истинные, а другие ложные, напр., есть пурпур настоящий и пурпур поддельный, также и в шафране, и в драгоцен­ных камнях, и в ароматах и других подобных вещах, – так точно и в добродетелях. Истина есть то, что действи­тельно. Итак, истины извратились и помрачились, не в том смысле, будто они повредились в самом существе своем, но в том, что отвергнуты людьми; поэтому он не только сказал: **«умалилась истина»**, но, желая выразить именно это, присовоку­пил: **«среди сынов человеческих»**. Смотри: есть украшение истинное, есть и ложное. Какое украшение истинное? Духовное. Какое лож­ное? Телесное. Есть богатство истинное, есть и ложное. Ложное состоит в имуществе. А истинное – в добрых делах. Есть и радость ложная и истинная, также и красота, и власть, и слава. Но многие из людей, оставив истинное, гоняются за ложным. Как сам человек бывает истинным и ложным, – истинный тот, который живет и действует, а ложный тот, который изображен на картине, – так точно бывает и с добродетелями. **//Беседы на псалмы. На псалом 11.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих** **Спаси мя, Господи**, взывал Пророк, провидя пророческим духом наше бедствие и приемля лицо желающего спастись, яко оскуде преподобный! нет духоносного наставника и руководителя, который непогрешительно указал бы путь спасения, которому желающий спастись мог бы вручить себя со всею уверенностию! **Умалишася истины от сынов человеческих, суетная глагола кийждо ко искреннему своему**, по внушению душевного разума, способного только развивать и печатлеть заблуждения и самомнение. //**Приношение современному монашеству. Глава 31.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих** Умоляю о том, чтобы от Тебя, Владыка, получить спасение; потому что все, так сказать, болезнуют неверностию друг другу, и оттого истина в опасности угаснуть. Потом Пророк яснее изображает, на что отваживаются люди. ===== Евфимий Зигабен ===== **Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих** **Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный** Праведен тот, кто хранит правду в отношении к людям; преподобен —благочестивый в отношении к Богу; а свят тот, кто обоготворился чрез совершенство в добродетелях. Сии имена представляют некоторую лестницу, которая идущих по ней возводит к Богу. Мы и прежде сказали, что писания называют еще праведным совершенного по добродетели; но теперь идет речь не о таком праведном. Итак, поелику некоторые имеют известного рода праведность в делах человеческих, и преподобных не стало с одной стороны потому, что умирают, а с другой—потому, что гонимы бывают от не преподобных, то посему здесь пророк молится: чтоб ему избегнуть от преобладания злых людей; и сия молитва и прошение исходят из уст тех, которые имели принять спасительную проповедь евангельскую. Ибо в это время, когда пришел и воплотился Господь, наиболее оскудели преподобные. И божественный Златоуст сказал: трудное дело добродетель; оно и само в себе неудобоисполнимо, а тем более, когда производящий оное находится среди немногих добрых людей. Ибо как путешествие затруднительно; особенно тогда, когда путешественник идет один и не имеет сопутника, так точно и здесь. И Григорий Богослов и Михей оплакивают оскудение добродетельных до такой степени, что едва их остается столько, сколько колосьев после жатвы, или зерен винограда, укрывшихся под листьями. **Яко умалишася истины отъ сынов человеческих** Преподобных, говорит, не стало вовсе; но истины некоторые еще остались у людей. Родительный здесь (на греческом) т. е. сынов, должно принимать за дательный и предлог от (απο) за в (εν), т.е. у сынов человеческих. Ибо тогда люди говорили одну ложь в большом и главном, а истину в весьма ничтожном и малом предмете. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих.** Прекрасна есть добродетель, но и трудна, и сама по себе неудобна, наипаче, когда любящий оную будет жить между малым числом добрых. Аще бо в мореплавании трудно, волнам вопреки стремящимся, управлять кораблем противу оных: кольми паче сие есть трудно в разсуждении добродетели. Для того и Пророк, яко един к ней прилепивыйся, всем прочим шествующим вопреки, к промыслу Божию прибегает, глаголя: //спаси мя, Господи.// Аки бы рекл: мне потребна рука свыше, потребна помощь оная небесная. Шествуя бо путем, противным человекам прочим, обретаю нужду во многом промысле, да спасуся от опасностей порока и от растления века сего лукаваго. //Яко оскуде преподобный,// сиречь: яко мало обретается людей благочестивых, праводушных и правдолюбивых. //Яко умалишася истины от сынов человеческих//, сиречь: яко мало есть людей глаголющих истину, паче же яко и самая истина взятся от среды сынов человеческих. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 2-3 **Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая** Очень часто, особенно во время преследований Саулом и Авессаломом, Давид имел случай убедиться, как люди вероломны и коварны, как мало искренних людей даже между его соотечественниками; во время этих гонений, и вероятнее всего – гонения от Саула (ср. [[old:1ts:24:10|1 Цар. 24:10;]] [[old:1ts:26:19|26:19)]], и произошел этот псалом. Хитрые лицемеры, силу которых составляет клеветливый их язык, привели псалмопевца в великое бедствие; поэтому он и воссылает к Богу молитву о помощи (**спаси мя**); побуждением к молитве (**яко**) он выставляет изображение великого нравственного развращения между его соотечественниками; страдания его и имеют свой источник в этой их развращенности. Почти уже нет более ни одного праведника; правдивость почти исчезла из среды сынов человеческих; ложь и обман даже ближних (соотечественников; [[old:ish:32:start|Исх. 32)]] стали обычным явлением. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих** //Давид молит Бога оказать ему помощь, так как он отовсюду окружен людьми лживыми// //"Не стало праведного"// можно понимать не только в смысле указания, что во время Сауловых гонений преобладающим и деятельным настроением как народа, так и высших сановников, приближенных к этому царю, было "неправедное", незаслуженное и враждебное отношение к Давиду, но и как указание Давида на свою слабость, свою усталость от непрерывных гонений. //Не стало праведного// - не хватает у него силы (в Вульгате - Sanctus detecit) постоянно бегать от врагов и изобретать способы спасения от них, он ослабел от преследований. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих** По переводу с еврейского эти слова читаются так: //«Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими//». Таким образом, пророк изображает нравственное состояние окружающих его людей: трудно и тяжело, говорит, жить в обществе таких людей, между которыми не стало правды, среди которых совсем мало людей, любящих и говорящих истину. Спаси меня, Господи, и сохрани во истине Твоей. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]