[<10>] ====== Толкования на Пс. 11:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею** **Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено.** Истинные словеса, возвещенные о спасении, подобны сребру, много раз переплавленному в горниле. Речение же **«седмерицею»** употреблено вместо //многократно//, ибо такой образ выражения обычен божественному Писанию. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею** **«Слова Господни – слова чистые, серебро расплавленное**, испытанное в земле, семикратно очищенное». Какая последо­вательность между этими словами и вышесказанными? Великая и непосредственная. Не думайте, говорит, что это сказано на­прасно, что эта угроза тщетна: слова Его чисты, чужды лжи. Как расплавленное серебро не имеет ничего чуждого и нечи­стого, так и слова Бога, какие бы Он ни сказал, должны непременно исполниться. Потому и говорит: **«серебро расплавленное, испытанное в земле»**. Другой переводчик (Акила) говорит: //«расплавленное, иду­щее по земле»//. А в еврейском, вместо **«испытанное в земле»**, сказано: //«ваалил лаарес»//, т.е. расплавленное, текущее в земле. **«Семикратно очищенное»**. Видишь ли, как пророк образом вещества выражает неложность, истинность Божию? Как серебро расплавленное, разжженное и подвергавшееся этому неоднократно, бывает сво­бодно от всякого постороннего вещества после тщательного очи­щения, – так и изречение божественное. **//Беседы на псалмы. На псалом 11.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Слова Господни — слова чистые, 
серебро обожженное, испытанное в земле,
семикратно очищенное** Они названы **чистыми**, ибо очищают нас от всяческой 
скверны греха, а **обожженным серебром** — по причине их
 яркости и сияния, подобно как у серебра, а также потому, что они божественны и испытывают наши сердца, 
ибо сердце в Евангелии названо землей. А **семикрат
но очищенным** — поскольку мы семикратно очищаем
 каждую заповедь. Сказанное правильно будет пояснить на примере одной заповеди. Закон повелевает: //не уби
вай// [[old:ish:20:13|(Исх. 20,13)]]. Однако всякий, кто желает очистить 
эту заповедь семикратно, тот не только удерживает руки от убийства, но каждый раз, когда видит алчущего —
 кормит, когда видит жаждущего — поит, когда видит
 нагого — одевает, когда видит странника — принима
ет, когда видит немощного — не презирает, когда видит заключенного в темнице — бежит к нему. И тот,
 кто в одном из этих [случаев] просто проявил нераде
ние, [тем самым] совершил убийство, ибо, насколько это
 от него зависело, допустил, чтобы [человек] умер, хотя 
и мог поддержать нуждавшегося в нем. Так вот, кто сопрягает шесть перечисленных заповедей Господа с заповедью Закона: //не убивай//, тот очищает слово
 Господне семикратно. Это же можно применить к каждой заповеди. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Слова Господни — слова чистые, 
серебро обожженное, испытанное в земле,
семикратно очищенное** Это говорится о святой вере нашей православной. Она-то есть **слово Господне чистое, серебро разжженное, очищенное от земли**, то есть от всех земных мудрований человеческих, **седмикратно очищенное**, то есть на семи Вселенских Соборах. Видите, что пророк видел Духом Божиим в видении своем? Итак, слава православной вере нашей! **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею** Слово: //«седмерицею»// Пророк употребил вместо: многократно. Ибо сие обычно божественному Писанию. ===== Евфимий Зигабен ===== **Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею** **Словеса Господня—словеса чиста** Изложив прежде, что Господь только говорил, Давид теперь уверяет в истине слов Господа, говоря, что они чисты и чужды лжи. **Сребро разжжено **(переплавленное)**, искушено земли **(дознанное в земли)**** Столько, говорит, слова Божии чисты и не смешаны с обманом и ложью, что они подобны серебру, перелитому и очищенному от ржавчины и земли. Дознанное же посредством земли сказал вместо испытанное в земле, как изъясняет //Златоуст//; потому, что художники златоплавильщики переливают серебро в земли и земляных плавильнях. Или, дознанное посредством земли, поставил вместо очищенное от земли. А чтобы возвысить чистоту, светлость слов Господа, он далее говорит: **Очищено седмерицею** Седмикратно здесь значит тоже, что многократно, ибо еврейский язык употребляет седмикратно вместо многократно. А то серебро, которое перелито многократно, бывает совершенно чисто. Так, говорит, слова Божии истинны, как серебро, многократно перелитое в горниле. Он назвал еще слова Божии //словцами// не для понижения и ослабления (да не будет!), но потому что древние называли пророчества словцами по причине краткого изложения их, потому что в немногих словах содержали великие мысли . Таково было изречение, данное Аполлоном: познай самого себя. И истинный Бог, явившийся в купине сказал: Я существующий и т. п. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею.** Сими словами показывает Пророк, что обещания Господня, о которых сказал он в стихе предыдущем, не суть подобны обещаниям людей льстивых, но зело истинны и верны, подобны сребру разжжену, то есть, сребру прямому и неподложному, познаемому по звуку, весу и чистоте, – каково бывает сребро разжженое во огни, и очищенное от земли и от всякаго другаго примеса искусными художниками, и притом не единожды, не дважды и не трижды, но седмерицею, сиречь, многократно. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею** Этому (и вообще обещаниям божественной помощи) псалмопевец безусловно верит; потому что слово Божие чисто, не разбавлено ложью, как слово врагов; потому он теперь уверен, что Бог защитит его среди этого развращенного рода; правда, он окружен еще везде врагами; – но он знает, что Божественному величию сообразно сохранять, соблюдать и благословлять сынов человеческих (которые достойны этого – и к таким псалмопевец причисляет и себя). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею** //Обетование Бога о защите Им праведного так же непреложно и истинно, как очищенное серебро, и оно действенно, хотя бы нечестивые временно взяли перевес// См. Толкование на [[old:ps:011:06#lopuxin_ap|Пс. 11:6]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею** По переводу с еврейского слова эти читаются так: «Слова Господни – слова чистыя, серебро очищенное от земли в плавильне (или в горниле), семь раз переплавленное». Т.е. не думайте, что сказанное о спасении убогих Господом сказано напрасно, нет! Слова Божии не как обещания льстивых людей – они совершенно верны и истинны, они чисты от всякой примеси лжи и обмана, как чисто серебро, очищенное чрез огонь седмерицею, т.е. многократно; **искушено земли**, т.е. как серебро, очищенное от земли или от всякой нечистой примеси. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]