[<10>] ====== Толкования на Пс. 12:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моей день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя** **Доколе положу советы в души моей?** Скорблю, помышляя в душе о том, чтобы не умереть мне во грехе: и это всего более причиняет болезни душе моей. **Болезни в сердце моем день и нощь,** — ежедневная в сердце забота. **Доколе вознесется враг мой на мя?** Если враг наш диавол смиряется, когда мы богочестивы; то явно, что он возносится, когда грешим. Ибо унижение человеков — возвышение сатане. Как о Боге говорится, что возносится Он спасением нашим, так о диаволе, что превозносится он нашею погибелью. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-4 **Доколе положу советы в души моей, болезни в сердцы моем день и нощь? доколе вознесется враг мой на мя? Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть** **«Доколе я буду слагать помыслы в душе моей?»** Как вышедший из пристани блуждает везде, и как лишившийся света часто спо­тыкается, так и подвергшийся забвению от Бога постоянно пре­дается заботам, беспокойствам и скорбям. Впрочем, эти са­мые заботы, беспокойства, сокрушение, скорбь, собеседование об отвращении Божием, не мало способствуют к тому, чтобы Он опять обратился к нам. Так и Павел говорит о себе в послании к Коринфянам: //«кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною»// [[new:2kor:02:02|(2Кор.2:2)]]? Немалая, возлюбленный, польза от того, чтобы чувствовать отвращение Божие, скорбеть и сето­вать, потому что таким образом мы скоро опять обратим Его к себе. **«Доколе будет возноситься надо мною враг мой? Призри, услышь меня, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не усну смертно»**. Как тогда, когда Бог покровительствует нам и на­ходится с нами, исчезает всякая скорбь, так тогда, когда Он отступает от нас и забывает нас, душа наша терзается, сердце скорбит, люди огорчают нас, и везде для нас утесы и стремнины. Но все это попускается с полезною целью, – чтобы люди беспечные, страдая от этого, тщательнее старались воз­вратиться туда, откуда ниспали. //«Накажет тебя, //говорит пророк//, нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя»// [[old:ier:02:19|(Иер.2:19)]]. Таким образом, и оставление Божие есть вид промышления Его. Когда Он, промышляя и имея о нас попечение, не ви­дит надлежащего к Себе внимания, тогда на несколько вре­мени отступает и удаляется, чтобы нерадивые, оставив нера­дение, сделались ревностнейшими. **«Призри»**, говорит пророк, посмотри на врага, возносящегося надо мною; и если не по моему уничижению, то по его надменности и гордости **«услышь меня»**. Чего просишь ты? Победы над врагами? Нет, говорит, но того, чтобы просветились очи сердца моего, чтобы рассеялся мрак, объявший мыслительную часть души моей, помрачивший мое мысленное око. **//Беседы на псалмы. На псалом 12.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моей день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя** **«Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь?»** День и ночь провожу в безпокойстве, так и иначе обращая помыслы; то надеюсь удостоиться человеколюбия, то сомневаюсь, сподоблюсь ли онаго, а иногда и теряю благия надежды. **«Доколе вознесется враг мой на мя?»** И нам, боримым от диавола, прилично говорить сие и всегда взывать о Божественном споборничестве; потому что и божественный Давид скорбел, видя преодолевающих врагов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моей день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя** **Доколе положу советы в души моей **(доколе душе моей предаваться размышлениям и сердцу моему мучениям день и ночь)**; болезни в сердце моем день и нощь?** Заботясь, говорит, и беспокоясь о том, как освободиться мне от искушений и не находя сей свободы, я только скорблю и страдаю. Однако //Златословесный// говорит: у Бога и это не малое дело, когда кто обращается к себе, беспокоится, заботится, истаевает, мучится, размышляет об отвращении Его... Ибо не малая польза происходит от чувствования отвращения Божия (от нас) и болезнования. Ибо таким образом мы скорее можем обратить Его к себе. А Давид и другое нечто намекает: борюсь, говорит, с мыслями в душе моей, беспокоясь, чтобы не умереть во грехе, и это-то наиболее причиняет болезни душе моей. **Доколе вознесется враг мой на мя** Доколе, говорит, отступник —сын мой—Авессалом, с давнего времени враждующий против меня,—еще с того времени, как убил сына моего Аммона,— доколе, говорю, он будет возноситься, т.е. будет благоденствовать? Имея удачу во всем, он возносит главу свою против отца. А я, в скорби и бедствии, наклоняюсь вниз и поникаю. Или под врагом разуметь можно диавола, ибо он виновник всех искушений; он нападает на страждущих и некоторым образом попирает и оскорбляет их, когда они лишаются помощи от Бога. //Афанасий великий// говорит: враг унижается, когда мы почитаем Бога; это явно из того, что он возносится, когда мы грешим. //Исихий// также сказал: унижение людей возвышает сатану. Ибо как Бог возносится чрез спасение наше, так диавол приподнимается чрез погибель нашу. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Доколе положу советы в души моей, болезни в сердцы моем день и нощь? доколе вознесется враг мой на мя?** Известно, что люди, находяся в несчастных обстоятельствах, безпокоятся крайне, и ищут повсюду средств ко избежанию оных; наипаче, когда видят себя оставленных, тогда чрез меру мучатся и развлекаются в разныя стороны, предприемля то те, то другия намерения. В таковых обстоятельствах находился и Давид: ибо чрез деннонощную болезнь означает источник таковаго безпокойства. Якоже бо корабль, из пристанища исшедший, обуревается волнами, и человек, света лишившийся, о многая претыкается: тако и впадший в напасти удручается непрестанно заботами, попечениями и болезньми. Таковому кажется легче мучить себя без успеха, нежели спокойным и кротким духом сносить свои злоключения. Хотя же и обещает Господь верным Своим дать духа совета и крепости: однако не всегда дает его мгновенно, но часто косвенными приходит к ним путями, а между тем искушает их, и оставляет как бы в тернии запутываться. При конце стиха оплакивает Пророк другое зло, то есть, что враги его смелее нападали на него, когда видели его долговременным бедствием совершенно изнуренна. Сего ради молится и просит Бога сократить страдание его, да не возносится враг. Ибо в молитвах премного может представление сея причины, поелику Бог ничего меньше не терпит, как сию лютую злость, когда враги не только гонят и угнетают нас, но тем еще утешаются и гордятся. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Доколе положу советы в души моей, болезни в сердцы моем день и нощь? доколе вознесется враг мой на мя** См. Толкование на [[old:ps:012:02#lopuxin_ap|Пс. 12:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моей день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя** Когда человек видит себя окруженным множеством злоумышляющих против него врагов, то естественно ему предаваться горестным чувствам и мрачным помыслам; мысли его развлекаются в разные стороны; он повсюду изыскивает средства для избежания опасностей и козней со стороны врагов, принимая то одни, то другие намерения (советы), и оттого не имея в сердце своем покоя ни днем, ни ночью. В таких тесных обстоятельствах находился и Давид, и это скорбное и стесненное состояние души выражает так: доколе душу мою будут обуревать мрачные помыслы, горестные мысли? Доколе забота, беспокойства, сокрушение, скорбь будут волновать мою душу? Вместе с тем он жалуется и на неперестающее, усиленное действие врага духовного, дьявола, который тем более возносится над человеком, чем более последний является беспомощным и слабым: **доколе вознесется враг мой на мя?** //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]