[<10>] ====== Толкования на Пс. 12:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть** **Просвети очи мои;** разумеет очи ума. Ибо сказано: //просветите себе свет ведения// ([[old:os:10:12|Ос. 10,12]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть** См. Толкование на [[old:ps:012:03#svt_ioann_zlatoust|Пс. 12:3]] ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть** Кто повседневно стремится к миру и безмолвию ума и усердно ищет его, тот легко презрит всё чувственное, дабы не напрасно трудиться. Если же он какими–либо ложными мудрованиями обманет свою совесть (что не беда быть заняту чем–либо чувственным), то горькою уснёт смертию забвения, о неуснутии коею молится божественный Давид ([[old:ps:012:04|Пс. 12:4]] — **да не когда усну в смерть**). Апостол же говорит: //ведущему убо добро творити, и не творящему, грех ему есть// [[new:iak:04:17|(Иак. 4:17)]]. **//Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== **Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть** См. Толкование на [[new:2kor:04:06#prp_makarij_velikij|2 Кор. 4:6]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть** **«Призри, услыши мя Господи Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть»**. В этой ночи бедствий, как некиим сном, одержим я малодушием. Но если явится свет Твоей помощи; то разсеет ночь бедствий, прекратит сон малодушия. Если же замедлишь помощию; то боюсь, чтобы сон не превратился в смерть, когда печаль пересилит помыслы. ===== Евфимий Зигабен ===== **Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть** **Призри, услыши мя, Господи Боже мой** Посему Давид прежде сказал: доколе отвращаешь лице Твое и соответственно этому теперь поставил: призри, т.е. удостой меня Твоей милости. Господи, призри свыше на меня, жестокостраждущего, и, сжалившись, услышь меня молящегося //Teбе// о помощи. **Просвети очи мои, да не когда усну в смерть** Поелику, говорит, ночь и тьма бедствий окружили меня, то оттого сон печали и уныния одержит меня, так как естественное свойство у печальных предаваться сну. Ибо испарение желчи и скорбь сердца наводят на глаза тяжесть и омрачение. Итак по сей причине просветли их, Господи, т.е. дай им (способность) видеть чисто и пролей каплю духовной радости в сердце мое, от которой оно играя и веселясь, отженет сон печали от очей. Чтобы мне не заснуть на смерть, т.е. чтоб этот сон от чрезмерности скорби не причинил мне смерть. Ибо, по словам //Сираха//, от печали случается смерть ([[old:prsir:38:20|Сир. 38,20]]). Или он говорит и об умственных очах души, т. е. уме, который был омрачен тьмою греха. В сем отношении Давид молится об освобождении ума его от таковой тьмы, чтоб ему не умереть во грехах, по //Златоусту//, сделавшись мертвым для добродетели. Или он страшится того, чтобы чрез совершенное омертвение в нем надежды на Бога не подвергнуться смерти отчаяния. ===== Лопухин А.П. ===== **Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть** //Защити меня, Господи, не дай врагу победы надо мной, дай мне возможность в гимнах восхвалять Тебя// //"Просвети очи"// - дай свет моим глазам, всели бодрость и уверенность, что я не погибну (//"не усну я сном смертным"//). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–6 **Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть; да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся** Выразив скорбь свою и жалобу на несчастные и бедственные обстоятельства, а также и твердую веру и надежду свою на милость Божию, Давид обращается далее с молитвою к Богу, чтобы Он призрел на него оком милости, услышал мольбу и просветил его душевные очи. **Просветить очи** – в духовном смысле значит то же, что дать жизненный дух, вдохнуть жизнь. Греховная жизнь помрачает душу человека и подвергает ее вечной смерти. Чтобы избавиться от греха, нужно искать света истины Божественной, нужно молить Господа о просвещении ума и сердца, этих духовных очей. Это и делает Давид, прося Господа Бога как бы так: не отвращай, Господи, лица Твоего от меня, воззри, посмотри на меня милостивым Твоим оком и дай жизнь духовным очам моим, оживотвори умерщвляемую грехом мою душу, чтобы мне не уснуть сном смертным. Если не сделаешь этого, то может случиться, что враг мой, видя меня слабым и беззащитным, погруженным во тьму греховную, еще более усилит свои козни надо мной, еще более станет превозноситься и будет говорить: я преодолел, победил его: **укрепихся на него**. Тогда и **стужающии ми**, т.е. гнетущие и оскорбляющие меня враги мои **возрадуются, аще подвижуся**, т.е. если я поколеблюсь в подвиге терпения, в добродетели, в уповании на помощь Божию. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]